28 декабря 2005 года в залах Республиканского художественного музея им. Ц.С.Сампилова открывается выставка заслуженного художника РСФСР Окладникова Александра Александровича, посвященная к 100-летию со дня рождения художника.
«…Художник должен не только много видеть вокруг себя на свете и быть знакомым с его внешними и внутренними явлениями, многое и важное должно пройти через его собственный ум, через его собственную грудь, должно глубоко проникать и волновать его собственное сердце, он должен многое испытать и пережить, прежде чем он будет в состоянии воплотить в конкретных образах подлинные глубины жизни» (Гегель).
Именно так создавал свои произведения заслуженный художник РСФСР Александр Александрович Окладников, пропуская все через собственный ум, через собственную грудь, через собственное сердце. Он принадлежит к той замечательной плеяде художников старшего поколения, которые стояли у истоков зарождения и развития бурятского профессионального изобразительного искусства.
Родился художник в 1905 году в г.Нерчинске Читинской области, но вся его жизнь связана с Бурятией, с городом Улан-Удэ, куда переехала семья в 1912 году. Рано проявившиеся способности и страсть к рисованию привели Окладникова в Иркутский художественный техникум, в мастерскую талантливого педагога Ивана Лавровича Копылова, оказавшего большое влияние на своего ученика. Убежденный в том, что реализм в искусстве изжил себя, Копылов пытался обосновать и утвердить «особый стиль сибирского искусства», в котором должно отразиться девственное, почти детское восприятие мира, будто бы свойственное народам Сибири; новую форму для бурятского искусства он пытался найти в буддийских дацанах «в примитиве монгольской иконографии» . Находясь под обаянием своего учителя и разделяя его взгляды, Окладников принял участие в экспедиции по сбору материалов буддийского искусства, организованной Копыловым. Участие в экспедиции, а также неподдельный интерес к истории бурятского народа, его обычаи и традиции определили тему дипломной работы – «За калым» («Похищение невесты»), в которой художник выразил свое негативное отношение к еще сохранившейся в те годы традиции выдавать девушек замуж насильно, за нелюбимого, продавать их за калым. Результатом поездок по республике стали также многочисленные наброски, рисунки тушью, акварелью, и среди них такие интересные, как «Дацан в Иро» (1929), «Варка масла» (1931), «Стройка в колхозе» (1931) и другие.
После успешного окончания техникума Окладников возвращается в Верхнеудинск (Улан-Удэ). Преподавание в школе, затем работа в книжном издательстве: оформление школьных учебников, иллюстрирование произведений первых бурятских писателей, реклама, издание плакатов – любому делу посвящает всего себя. Работа в книжном издательстве потребовала от художника владения техникой линогравюры (гравюра на линолеуме), что очень пригодилось ему в дальнейшей творческой работе (1950-70-е годы), когда, как бы отойдя от живописи, Окладников будет увлеченно работать в станковой графике. Интересная творческая жизнь начинается после 1933 года, когда в Бурятии был образован Союз художников. Это было время небывалого трудового подъема в стране, строящей социализм: первые пятилетки, всеобщий дух соревнования, необычный энтузиазм и молодой задор.
Художники, объединившиеся в Союз, тоже молоды, полны сил, энергии и желания запечатлеть на своих полотнах новую жизнь. В эти годы Окладников создает такие произведения, как «Ударник ПВЗ» (1935), «В депо. Бригада за ремонтом паровоза» (1937), «Человек родился» (1935), «Приемка молока» (1937), в которых находят отражение новые отношения к труду, к семье, к жизни. Это были первые произведения, воплотившие пафос трудовой доблести, явившиеся отражением нового дня в республике, откликом на происходящие события. В эти же годы художник обращается к героическому прошлому страны, он работает над большим живописным полотном, посвященным подвигу декабристов и их просветительской деятельности в сибирской ссылке. В работе над задуманным полотном проявилось стремление автора к тщательному отбору деталей, достоверности изображения, умение создавать не просто конкретный характер, но художественный образ. Картина «Декабристы в Селенгинске» была написана к первой Декаде бурятского искусства и литературы в Москве в 1940 году. Она явилась одним из первых произведений художников Бурятии на историческую тематику и была высоко оценена московской критикой.
Начавшаяся война в 1941-45-х годах прервала творческие замыслы художника. Но, неся службу в Политуправлении Советской Армии на Дальнем Востоке, старший лейтенант Александр Окладников не забывал никогда, что он художник. Сотни боевых листков, фронтовых плакатов выходят из-под его пера. Непосредственным откликом на военные события на Дальнем Востоке является послевоенное полотно «Переход Советских войск через Большой Хинган» (1947).
Особенно плодотворным в творчестве Окладникова был послевоенный период. Он много работает, обращаясь к самым разным жанрам, в частности, к портрету. В те годы многие художники создавали образы героев войны, прославляя их мужество, силу и величие подвига. Александр Александрович пишет портреты Героев Советского Союза: Баркова (1947) и Гармаева, портрет военного врача Ф.С.Гальперовой (1954), героев Гражданской войны, партизан Смолина П.П. (1957), Панова Т.Д. (1958), Лебедева Я.С. (1958), Жишкуна И.А. (1958). Созданные им портреты отличаются четкой лепкой, точностью характеристики, умением передать духовную красоту внутреннего мира человека. Это присущи портретам людей труда, науки, искусства, созданным в самые разные годы, таким как: «Портрет писателя Ч.Цыдендамбаева» (1955), «Портрет композитора Ж.Батуева» (1966), портреты художников Рудя Т.А. (1984) и Дугарова Д.-Н.Д. (1974). Полны неизъяснимой прелести и очарования портреты художницы Е.Неволиной – жены А.Окладникова.
В 1948 году он напишет большую картину «Колхозный рынок», в которой в светлых и радостных тонах покажет изобилие продуктов колхозного рынка первого послевоенного десятилетия. Морозный воздух, нарядная одежда и веселые красивые лица колхозников, мороженое молоко и полные кадушки омуля – это была сказка, но жизнеутверждающая сказка, наподобие пырьевских «Кубанских казаков». Картина была замечена и удостоена Диплома Комитета по делам искусств при Совете министров РСФСР. В этот же период была написана одна из лучших его работ «Буран» (1949). Написанная в монохромной гамме, она привлекает умелой передачей разыгравшейся стихии и противостоянием человека силам природы. Именно в этой работе чувствуется рука мастера, достигшего высокого профессионального мастерства. Заслуги художника, его творческий рост были высоко оценены правительством: в 1948 году Окладникову было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств Бурят-Монгольской АССР.
Художник старшего поколения Александр Александрович Окладников жил идеалами своей эпохи, свято веря в идеи коммунизма. Это была искренняя вера и потому работы его также искренны, чисты и подчас трогательно наивны. Радостным восприятием жизни полна картина «Байкальские будни» (1959), которая экспонировалась на выставке в Москве во время II Декады бурятского искусства и литературы. Словно сотканная из света и солнца, она повествует о труде байкальских рыбаков. Художник и здесь отказывается от показа трудностей, связанных с нелегкими буднями тружеников моря, всем строем выразительных средств жизнерадостно утверждая счастье и красоту мирного труда. Тема эта будет продолжена позже в картине «Горячие дни», но здесь художник как бы отходит от радостной созерцательности мирного труда и создает полотно более суровое и мужественное.
Нельзя не сказать и о теме, которая была очень близка Окладникову, и к которой он относился с особым трепетом и волнением. Это ленинская тематика. В 1953 году была закончена картина «Вести из России», в ней запечатлена встреча В.И.Ленина и Н.К.Крупской с рабочим-революционером Иваном Бабушкиным. «Вести из России» является первым обращением бурятских художников к созданию образа вождя революции. Очень большая работа по сбору материала, поиску композиции, колорита, портретному решению завершилась успехом. Окладников будет обращаться к ленинской теме и в 80-е годы, написав две работы под общим названием «Большевики у Ленина в Финляндии» (1983-84-е гг.). Но, пожалуй, интереснее образ вождя был создан в динамичной по композиции линогравюре «Год 1917-й».
А.А.Окладников работал не только как художник-живописец, не менее значителен его вклад в графическое искусство. По праву называем мы его сегодня зачинателем графической школы в Бурятии. Наивысшего мастерства достигает он как художник-график в 1970-е годы, работая много, увлеченно. Именно в эти годы овладевает Окладников новыми графическими техниками, в частности офортом, литографией, монотипией. Им создана замечательная серия офортов, посвященная Монголии. Особого интереса заслуживает лист, воссоздающий образ вождя монгольского народа Сухэ-Батора. Чеканный, полный непреклонной воли и стойкости народный богатырь дан на фоне ураганно несущейся конницы, что придает работе общий возвышенный настрой. О высоком мастерстве и многогранности таланта свидетельствуют и другие графические работы, выполненные в различных техниках. Это и портреты революционеров, и серия листов, посвященная декабристам, покоряющая мягкостью и лиричностью, и преисполненные романтики трудовых будней портреты рабочих судостроительного завода.
Огромный вклад Александра Александровича Окладникова в развитие бурятского изобразительного искусства был по заслугам оценен: в 1957 году ему было присвоено звание народного художника Бурятии, а в 1983 – заслуженного художника РСФСР. Создав не мало живописных и графических работ, многосторонне отражающих жизнь народа, его историю и современность, он явился выразителем своего времени. Его творчество принадлежит веку ХХ, времени сложному, противоречивому, с его громкими победами и тяжелыми поражениями, мучительными раздумьями с безудержной верой в светлое будущее.
Л.М. Вишнякова
Зав. выставочным отделом
Республиканского художественного музея им. Ц.С.Сампилова
Назад к списку