Поверх барьеров/ "Желанный берег" в Улан-Удэ.

27 декабря 2005
Марина Тимашева: В Улан-Удэ прошел первый кочевой Международный театральный фестиваль "Желанный берег". Его организовал министр культуры Якутии, художественный руководитель Саха-театра Андрей Борисов. В афишу вошли спектакли национальных театров Бурятии, Хакасии, Тувы, Алтая, Калмыкии, Башкирии и Монголии. Фестиваль был тематический, посвящен Чингисхану. Рассказывает Анна Степанова. Анна Степанова: Весь этот регион обожает Льва Николаевича Гумилева, который в его глазах реабилитировал Чингисхана. Этот фестиваль еще и некий поступок все того же Борисова. Движущий мотор - он. Он вынул из людей, занимающихся якутскими алмазами, энное количество денег. Забегая вперед, скажу, что в конце фестиваля каждому из театров была подарена маленькая фигурка лодочки с четырьмя героями спектакля Борисова "Желанный голубой берег", и на этой лодочке прикреплен маленький бриллиантик. Марина Тимашева: Фестиваль открылся старым спектаклем, шедевром "Желанный голубой берег мой" в режиссуре Андрея Борисова по произведению Чингиза Айтматова "Пегий пес, бегущий краем моря". А что еще хорошего видела Анна Степанова? Мне хвалили спектакль Бурятского театра кукол "Поющая стрела". Анна Степанова: Там на сцену выезжали две большие толстые белые красивые лошади. Их ставили попа к попе, накрывали их попонами и на этих попонах были нашиты домики, люди, лошади, дым из труб. И получалось, что эти две лошади - хранительницы мироздания, хранительницы земли. И вся жизнь проходила на них. А потом на этих лошадях, на этих увесистых толстых крупах работали замечательные четыре молодых актера. Разыгрывался спектакль и куклы были разновеликие. У Батыров, у героев, они были побольше, примерно рука до локтя, а были совсем маленькие куклы. И вот на разнице этих масштабов, на космических фигурах этой лошади... Они разъезжали на колесиках. Очень смешной детский прием, но оказывалась, что пространство маленького театра, оно как бы раздвигалось. Там происходили какие-то таинственные вещи. И рассказывая детям вот эту легенду, создатели этого спектакля сохраняли ясную, тонкую и умную иронию. Образ кочевой культуры рождался из этого движения пространств. Был замечательный спектакль башкирского театра имени Гафури, который назывался "Последнее море Чингисхана". Спектакль для театра Гафури, который любит серьезный жанр, страсти большие, совершенно необычный. В спектакле рассказывалось о том, как труппа, сама себя воспроизводящая на протяжении трехсот лет, играет историю Чингисхана безостановочно. Но при этом это театр в театре и еще раз в театре. Но в финале, когда один из актеров этой труппы убивает исполнителя роли Чингисхана, который был главой труппы, вдруг возникает щемящая, тяжелая напряженная нота. Как бы аукается звук тех походов, уничтоженных человеческих жизней. И в этом балаганном, площадном варианте вдруг звучат трагедийные, довольно мощные ноты. Есть много хороших спектаклей и очень любопытный спектакль татарского театра "Читиген". Это история не про Чингисхана, это эпос национальный. Это история жуткая про татарскую Медею, которая убивает двух своих детей и уходит от мужа для того, чтобы помочь своему народу. Вообще надо сказать, что на фестивале постоянно шли круглые столы, где обсуждались проблемы евразийского театра. Так вот в этом регионе постановка вопроса такая - мы театр евразийский, театр, рожденный русской школой, но тяготеющий к нашим собственным корням. В спектаклях этого фестиваля было совершенно очевидно, что эти спектакли играют народы, над которыми распахнуто огромное небо бездонное. Они ощущают эту глубину, они всматриваются туда. Эти спектакли играют народы, перед которыми распахнуто огромное пространство, которое неодолимо в каких-то суетных, мелких движениях и переездах. И то, что Борисов придумал кочевой фестиваль, это было очень здорово и очень правильно. Марина Тимашева: Закрывал фестиваль опять же спектакль Саха-театра в постановке Андрея Борисова и сценографии Геннадия Сотникова. Анна Степанова: Пока шел фестиваль, Борисов продолжал снимать свой сериал. И, параллельно, он репетировал спектакль "По велению Чингисхана", который был театральным аналогом его сериалу про того же самого Чингисхана. Борисов нашел на сопке над Улан-Удэ совершенно потрясающее здание - сталинский ампир 36 года. Это дом культуры "ДК ЛВРЗ". Какого-то локомотивно-ремонтного завода, который был брошен. У него провалилась крыша, внутри ничего не было. Зрелище было совершенно уникальное. Потому что пока внизу расстилается Улан-Удэ. Спиной к ДК ЛВРЗ, на постаменте, стоит крашеный бронзовой краской Владимир Ильич Ленин в дикой приплясывающей позе. И в этом ДК ЛВРЗ нет ни отопления, ничего. Крышу якутский театр залатал, но все остальное - это был холод, мрак, и изо рта шел пар. Там снимали сериал. Вы бы видели, как мужчины-актеры из разных национальных театров, отталкивая друг друга локтями, рванули сниматься в сцене собрания богатырей Чингисхана. И вот последний день Борисов показал свой спектакль "По велению Чингисхана". Мы приехали в ДК ЛВРЗ и оказались в огромной пещере. Сотников сделал такую округлую, глубоко уходящую высокую нишу, обтянутую черным, на которой были полудетские, полунаскальные рисунки магических знаков, всадников, фигурок. И вдруг получилось, что мы попали в какой-то пра-мир, архаический, но очеловеченный мир, в котором нет этого холодного застывшего времени. Пол был застелен песочной материей в складку и получались абсолютно песчаные барханы. Спектакль начался с того, что вышли мужчины в фантастической красоты костюмах. Они вышли, а на сцене стояли большие камни, они сели на эти камни и потом каждый из актеров на этом камне стал немножко подрагивать, а потом ноги их стали притопывать, а потом все тело подобралось, и мы увидели конницу, они превратились во всадников на этих конях. И вот эта агрессия, яростная агрессия скачки, это был эпиграф, с которого начался спектакль. Я не буду пересказывать весь спектакль, потому что я не смогу остановиться. Это было удивительное наслаждение. В спектакле были заняты актеры всех поколений. Труппа Саха-театра - это одна из лучших трупп в нашей стране. Вот этот спектакль, он учит подниматься, концентрировать свою энергию, любить, как это ни странно, и не прощать того, чего простить нельзя. И вот эта удивительная энергия и этот нравственный максимализм, от которого мы совершенно отвыкли, все это заложено в борисовском спектакле, и мне кажется, что это не просто театральная постановка, а какое-то личное высказывание Борисова. Вот этой нотой, очень сильной, очень яркой, закончился фестиваль "Желанный берег". Это объединяющее начало заложено в самом Борисове, который уже запрограммирован на фестивале "Желанный берег", мне кажется очень важный, абсолютно необычной новой приметой нынешнего дня. Дай Бог, чтобы это был симптом начинающихся перемен, и не только театральных. В это очень хочется верить. Марина Тимашева: Аня, можем ли мы говорить, что фестиваль породило увлечение Андрея Борисова образом Чингисхана, или есть иные, более серьезные резоны для его проведения? Анна Степанова: Наши национальные театры сегодня не имеют общего театрального пространства и никак не соединены в театральном контексте с русскими театрами. В свое время я придумала такую концепцию. У нас в стране должно быть три национальных фестиваля - монголо-язычный, тюрко-язычный и фестиваль финно-угорских театров. И потом должен быть фестиваль, который бы объединял все эти три языковые ветви и состоял бы из спектаклей победителей. Эта модель была реализована. Был такой фестиваль "Федерация 89", который проходил в Москве и который был очень интересен. Сегодня все развалилось и, конечно, русские театры зачастую не меньше страдают от своей изоляции, чем национальные театры. Но в национальных театрах собираются усилия всей национальной интеллигенции каждого из народов - писатели, художники, актеры. Вот только кинематограф рождается сейчас под пальцами Борисова. Но до сих пор это были именно театры. И эти театры остались в одиночестве, потому что считается, что для русского зрителя они не очень интересны, их не обязательно возить, на них не обязательно ходить. А мне кажется не так. Фестиваль "Желанный берег" - это движение, которое начинается снизу. Театры объединяются сами. У театров существует тоска по общению. Национальные театры не хотят иметь свое отдельное место в своей отдельной театральной резервации. Все-таки имеет смысл подумать и поговорить и, может быть, кто-то даже услышит что-то для того, чтобы найти этим театрам достойное место и каким-то образом скрепить это распадающееся разнонациональное театральное пространство нашей страны.

Назад к списку
Поиск: