Доклад министра экономического развития и внешних связей Республики Бурятия Думновой Т.Г. на сессии Народного Хурала «О ходе реализации национальных проектов России в Республике Бурятия» 21.12.2005 г.
Уважаемые депутаты Народного Хурала!
Старт приоритетным национальным проектам дал Президент России В.В. Путин в своем выступлении перед Федеральным собранием Российской Федерации и членами Правительства 5 сентября 2005 года.
Напомню, что речь идет о четырех национальных проектах: «Здоровье», «Образование», «Доступное жилье - гражданам России», «Улучшение жизни на селе и развитие агропромышленного комплекса».
По предварительным данным Федеральный бюджет направит на реализацию приоритетных национальных проектов в 2006-2007 годы более 400 млрд. руб., из них на Жилье – 46,2%, Здравоохранение –34,8%; Образование –11,6%; АПК -7,4% .
26.12.2005
Цель и особенности реализации национальных проектов
Цель национальных проектов - реализация комплекса мер в «болевых» сферах экономики и социальной сферы, определяющих уровень жизни населения и достижение ощутимых результатов в кратчайшие сроки.
Национальные проекты будут реализовываться в очень короткие сроки, сетевые графики их внедрения рассчитаны только на два года.
Следующая особенность национальных проектов - повышение роли и ответственности министерств за ход реализации и результативность проектов. Ключевые решения принимаются на уровне министерств отвечающих за конкретное направление.
Характерная особенность всех проектов — ограниченное число приоритетов (направлений), и их нацеленность на конкретного человека и обязательная информационная открытость проекта для населения о задачах и ходе реализации проекта.
Большая часть средств будет направлена в виде дополнительных выплат (врачам и медсестрам) и вознаграждений (учителям) субсидий или субвенций (молодым семьям, владельцам ЛПХ и КФХ) или безвозмездных средств на приобретение жилья определенным категориям граждан.
Национальные проекты будут реализовываться, как правило, на конкурсных условиях (грантовая система) и софинансирования — участие бюджета субъекта или средств участников проекта.
26.12.2005
О работе, проводимой Правительством Республики Бурятия, по реализации национальных проектов.
По поручению Президента Республики Бурятия подготовлен проект Указа Президента Республики Бурятия о создании Совета при Президенте по приоритетным национальным проектам. Проект Указа будет представлен в Народный Хурал Республики Бурятия на согласование.
Задачи по реализации национальных проектов будут рассматриваться на заседании Правительства Республики Бурятия 23 декабря одновременно с программно-управленческими документами на 2006 год (Программа, План действий Правительства, Госзаказ на управление и Декларация).
Члены Правительства приняли участие в отраслевых совещаниях проводимых в федеральных министерствах по национальным проектам.
В Министерствах проведена вся необходимая подготовительная работа по представлению необходимых расчетов, созданы рабочие группы, проведены рабочие совещания.
Необходимо отметить, что работа по национальным проектам идет крайне неравномерно. Отстает от общего графика национальный проект «Доступное жилье», в связи с тем, что реализация указанного проекта имеет более сложные механизмы государственной поддержки.
26.12.2005
Национальный проект «Здоровье»
Национальный проект Здоровье содержит три приоритета:
Развитие первичной медицинской помощи
Строительство новых центров высоких медицинских технологий.
Информационная поддержка и управление проектом.
Первый приоритет - Развитие первичной медицинской помощи, которым предусматривает осуществление денежных выплат врачам общей практики, участковым врачам, участковым врачам терапевтам и соответственно медицинским сестрам (увеличение на 10 и 5 тыс.руб. в месяц), подготовку медицинских кадров, оснащение оборудованием, автомобилями скорой помощи, профилактика и лечение больных ВИЧ, гепатитов В и С, и дополнительную диспансеризацию работающего населения.
По предварительным расчетам Минздрава увеличение зарплаты в Республики Бурятия коснется 868 врачей и 1432 медицинских сестер. (на 10 и 5 тыс.руб.). Сумма необходимых средств - 733,2 млн.руб. Проводится работа по формированию государственного реестра, врачей общей практики, врачей терапевтов участковых, врачей педиатров участковых
В Минздрав России подана заявка на диагностическое оборудование на сумму —292 млн.руб. Необходимая сумма средств на 2006 г. — 80,0млн. рублей, представлены разногласия на рассмотрение.
На укрепление службы скорой медицинской помощи составлена заявка на 156,6 млн. руб.-124 ед. санитарного автотранспорта на сумму — 40,6 млн. руб., и оборудовании скорой медицинской помощи на сумму 116 млн. руб.
Из средств республиканского бюджета планируется оснащение санитарным транспортом на сумму 5 млн. руб.
Для дополнительной иммунизации в 2006-2007 г.г. необходимо 35,6 млн. руб. Сформирована заявка на вакцины, объемы средств согласовываются. Из средств республиканского бюджета планируется проведение иммунизации населения против инфекций, передаваемых клещами на сумму 3,5 млн. руб., против гриппа на сумму - 5 млн. руб., гепатита А - 2 млн. руб.
Для профилактики, выявление и лечение инфицированных вирусом гепатита В,С и ВИЧ-инфекции определен контингент на обследование по эпидемиологическим и клиническим показаниям и нуждающихся в лечении (400 тыс. исследований, 80 человек —обеспечение препаратами, 23 пациента в лечении). Из средств республиканского бюджета планируется выделение на профилактику СПИД и вирусных гепатитов 4,5 млн. руб.
Определена потребность в тест-наборах для массового обследования новорожденных на галактоземию и адреногенитальный синдром (14000 новорожденных) на сумму 9,5 млн. руб.
Для дополнительной диспансеризации работающего населения определена численность населения подлежащей дополнительной диспансеризации в разрезе районов республики на основании персонифицированного учета застрахованных.
В конкурсе на строительство новых центров высоких медицинских технологий приняли участие 29 субъектов, отобрано 10, из них в Красноярске и Хабаровске.
Были очень жесткие условия: численность населения свыше 500 тыс.чел., софинансирование —50%, наличие медицинского ВУЗа, создание жилищно-бытовых условий для работников центра, финансирование зарубежной стажировки и т.д. (шансов у республики попасть в проект не было)
Информационная поддержка и управление проектом предусматривает меры по проведению разъяснительной работы.
26.12.2005
Национальный проект «Образование»
На реализацию проекта предполагается направить из федерального бюджета 48,4 млрд.руб., в том числе на стимулирование образовательных учреждений внедряющих инновационные образовательные программы 26,0 млрд.руб., информатизацию образования 3,0 млрд.руб., государственную поддержку талантливой молодежи 400 млн.руб., создание сети национальных университетов –9,0 млрд.руб., классное руководство и вознаграждение лучших учителей 9,7 млрд.руб.
По расчетам Минобразования России вознаграждение смогут получить один учитель на 2000 учеников городских школ, и на 1000 школьников сельских школ. В регионах расширяется практика поощрения лучших учителей премиями глав регионов и муниципалитетов. Нам необходимо иметь это в виду перенять передовой опыт.
На государственную поддержку талантливой молодежи будет выделено 5 тыс. грантов по 60 тыс.руб.
В оплате труда будет учитываться наполняемость классов и не будет привязки к количеству проводимых уроков.
Для поощрения лидеров в школьном образовании предполагается введение ежегодных премий по 100 тыс. руб. за высокое качество лучшим учителям. Затраты в 2006году составят по республике 9,7 млн. руб.
Кроме того, будут выделены деньги на дополнительную оплату за классное руководство из расчета 1 тыс. руб. на полнокомплектный класс.
Расходы по республике составят в 2006году -66,5 млн. руб.
Приоритетные национальные проекты предполагают эффективные меры и по обеспечению современной методической и материально-технической базы школ. Эффективность этих мер обуславливается системой грантовой поддержки учебных заведений, реализующих инновационные образовательные программы. Расходы в 2006г. по республике -29 млн. руб.
26.12.2005
Национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»
Россия планирует направить на реализацию национального проекта Жилье в 2006-2007 годы.193,5 млрд.руб. (самый финансово емкий проект).
Проект содержит 6 приоритетов:
Первый, - Реализация ФЦП Жилище и входящих в нее подпрограмм. Изменения в программу планируется внести до конца 2005 года.
Второй, - Повышение доступности жилья. В рамках указанного направления будут реализованы меры по обеспечению жильем молодых семей –2,1 млрд.руб. (27,8 тыс. молодых семей.) в 2006 году и 5,3 млрд.руб в 2007 году (61,3 тыс. молодых семей).
Условия реализации: субсидии (10% стоимости или первоначальный взнос– федеральный бюджет, 30% -региональный бюджет). С 2007 года планируется ввести жилищный сертификат.
В рамках второго приоритета будет реализовываться программа обеспечения жильем молодых специалистов в рамках ФЦП «Социальное развитие села. За 2006-2007годы будет выделено 3,7 млрд.руб. на условия софинансирования с учетом дифференциации по регионам (19,9 тыс. молодых семей). Условия отрабатываются. Для участия республики в проекте необходимо привести стандарты предоставления государственной поддержки в соответствие с федеральными.
Третий приоритет - Выполнение государством обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан. Здесь речь идет о предоставлении жилья в соответствии с федеральными законами (военным и приравненным к ним, гражданам, выезжающим из северных территорий)
Регионы также получат субвенции из фонда компенсаций для обеспечения жильем ветеранов и инвалидов в 2006-2007 годы - 6,4 млрд.руб. (25,4 тыс.чел.)
По республике в 2006 году выделено 191 млн.руб. для жителей пос.Тоннельный.
Четвертый приоритет, - Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой.
Проект предусматривает субсидирование процентной ставки по привлекаемым кредитам для обустройства коммунальной инфраструктурой.
Кроме того, будут выделены 9,7 млрд.руб. на модернизацию коммунальной инфраструктуры.
Пятый приоритет, - Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования. Масштабы кредитования предлагается увеличить за счет увеличения уставного капитала Российского Агентства ипотечного жилищного кредитования (РА АИЖК), выпуска ценных ипотечных бумаг, предоставления гарантий. Срок до 27 лет, ставка кредита 12% годовых.
Планируется принять комплекс правовых актов по развитию системы ИЖК.
Шестой приоритет, - Повышение информированности населения. Данный приоритет обеспечивает систему управления, контроля и информации.
Ситуация в жилищной сфере
Общий объем жилищного строительства в 2004 г. составил 190,6 тыс. кв. м, что в 2,5 раза меньше, чем в 1990 г.
В очереди на улучшение жилищных условий стоят порядка 25 тыс. семей, среднее время ожидания в очереди составляет 15-20 лет.
Почти 2/3 населения не удовлетворены жилищными условиями, при этом каждая четвертая семья проживает в жилье, находящемся в плохом или очень плохом состоянии.
В настоящее время сформирована законодательная база в жилищной сфере. Созданы правовые условия для развития института долгосрочного жилищного кредитования, увеличения объемов жилищного строительства и повышения эффективности функционирования рынка жилья.
Правительство Республики Бурятия будет вносить изменения в республиканскую целевую программу «Жилище» на 2003-2010 годы и выйдет в Народный Хурал с предложением по внесению изменений в бюджет, когда будут определены условия вхождения регионов в Национальный проект.
Задача республиканского проекта увеличить ввод жилья к 2007 году на 30% к уровню 2004 года.
26.12.2005
Национальный проект «Развитие АПК»
Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» России предусматривает ускоренное развитие животноводства и стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК, т.е. два приоритета.
За два года в национальный проект предполагается вложить 30,9 млрд.руб., в том числе 14,2 млрд.руб. в 2006 году.
Приоритет первый - Развитие животноводства будет поддерживаться через субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам на строительство и модернизацию животноводческих комплексов на срок до 8 лет, выделения дополнительных средств на приобретение техники и племенного скота.
Инвестиционные кредиты на 2/3 будут субсидироватьсяиз Федерального бюджета. Порядок будет разработан в январе 2006 года.На столь длительный срок это будет сделано впервые.
На реализацию мероприятия будет выделено в 2006-2007 годах 6,6 миллиарда рублей, в том числе 3,5 миллиарда в 2006 году, что позволит привлечь на техническое перевооружение животноводческих комплексов около 40 млрд. рублей коммерческих кредитов.
Лизинговые поставки будут обеспечены увеличением уставного капитала ОАО «Росагролизинг» на 8 млрд. руб.
В результате по лизингу будет поставлено до 100 тысяч голов высокопродуктивного скота, введено модернизированных 130 тысяч ското-мест.
В настоящее время Росагролизинг разрабатывает механизм поставки племенного скота и оборудования сельскохозяйственным организациям.
Ускоренному развитию животноводства и повышению его конкурентоспособности будет способствовать отмена ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов.
Приоритет второй - Стимулирование развитии малых форм хозяйствования будет поддерживаться через субсидирование процентных ставок по кредитам и займам, привлекаемым для развития личных подсобных хозяйств, крестьянских и фермерских хозяйств и создаваемых ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.
Малые формы хозяйствования в АПК будут также поддерживаться через стимулирование создания заготовительных и снабженческо-сбытовых структур, производств по переработке сельхозпродукции производимой ЛПХ КФХ.
В настоящее время в Республики Бурятия насчитывается 146,5 тысяч личных подсобных хозяйств, 2569 крестьянских (фермерских) хозяйств. Но фермерский сектор в республике производит только 3 процента продукции сельского хозяйства от общего объёма.
Доступность к заемным средствам будет обеспечиваться путем создания более широкой сети сельских кредитных кооперативов на уровне 100% ставки ЦБ по привлекаемым кредитам как в Россельхозбанке, так и в сельских кредитных кооперативах.
В соответствии с планом реализации проекта размер кредита для развития сельскохозяйственного производства в ЛПХ составит до 100 тысяч рублей, К(Ф)Х до 3 млн. рублей, сельскохозяйственных потребительских кооперативах, созданным личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами до 10 млн. руб.
На реализацию этого мероприятия в целом в России будет выделено 6,6 млрд. руб.
По предварительным расчетам Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, в республике в 2006 г. на субсидирование части процентных ставок по кредитам для данной категории хозяйств, планируется получить из федерального бюджета 45 млн. рублей и сумма привлеченных кредитов составит 231 млн. рублей. В 2007 г. соответственно 81 млн. руб. и 413 млн. рублей.
В тоже время необходимо отметить, что в 2003 и 2004 годах личным подсобным хозяйствам выделялись субсидии на компенсацию 2/3 процентной ставки по кредитам, полученным в коммерческих банках. Но этой возможностью воспользовались только 124 личных подворий.
Кредитные ресурсы малодоступны этому сектору экономики по нескольким причинам: территориальная удалённость от мест получения кредита; сложность в процедуре оформления необходимых документов, из-за
недостатка информации и знаний; высокие требования по залоговому обеспечению.
Для решения первой проблемы сегодня Россельхозбанк расширяет свою филиальную сеть по республике.
Следующие две проблемы будут решатьсячерез создание в каждом районе центров сельскохозяйственного консультирования, которые должны обеспечить информационную и консультационную поддержку сельчан, создание залоговых фондовпри каждом кооперативе.
Реализация данных мероприятий при наличии залогового имущества позволит воспользоваться льготной формой кредитования около 2 тыс. владельцев ЛПХ и К(Ф)Х.
Создание новых заготовительных, снабженческо-сбытовых и кредитных кооперативов, а также производств по переработке сельскохозяйственной продукции, производимой ЛПХ и К(Ф)Х будет поддерживаться Россельхозбанком.
Впервые будут кредитоваться вновь создаваемые организации, не имеющие устойчивого баланса.
В Республике Бурятия планируется создание в 2006 - 2007 гг. дополнительно 30 потребительских кооперативов, деятельность которых будет направлена на продвижение произведённой ими продукции на рынок,
В настоящее время в республике созданы и функционируют 43 сельских потребительских кредитных кооперативов с общей численностью членов 2500 тыс. чел. и портфелем займов - 25 млн. рублей, что не может удовлетворить все заявки, поступающие от владельцев ЛПХ и К(Ф)Х.
В плане реализации проекта предусматривается создание системы земельно - ипотечного кредитования.
Данный механизм является новым, и его реализация будет отработана в 20 пилотных регионах.
Реализация проекта к 2008 году позволит:
- увеличить производство молока в Бурятии на 5%; мяса на 7,5% ;
- увеличить объем реализации продукции, производимой в ЛПХ и КФХ и сельских потребительских кооперативах на 6% ;
- создать 30 сельских потребительских кооперативов.
Для организации и контроля за выполнением мероприятий специалистами Министерства и районных администраций будет составлен Сетевой график реализации национального проекта в республике и каждом районе.
Для управления проектом будут созданы Координационный Совет и рабочие группы и Центр мониторинга реализации проекта.
Будет сформирован республиканский план реализации Проекта, предусматривающий пошаговые мероприятия, сроки их выполнения, ответственных исполнителей, объёмы финансирования и контрольные показатели.
В заключение.
Все проекты еще находятся в стадии проработки и согласования с федеральными органами власти.
Президент Республики Бурятия поручил Минэкономики подготовить сводный план мероприятий по реализации национальных проектов и включить их План действий Правительства Республики Бурятия на 2006год.
Национальные проекты окажут значительное влияние на социально-экономическое развитие Республики Бурятия в ближайшие годы, и мы должны внести соответствующие изменения в закон Республики Бурятия « О программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005-2007 годы».
Спасибо за внимание.
26.12.2005
Назад к списку