27 июня 2017

Организация трудового воспитания и социально-трудовой адаптации  несовершеннолетних в ГБУСО «ССРЦН»  за 1 полугодие 2017г.

       Все более актуальным становятся вопросы, связанные с трудовым воспитанием подрастающего поколения, в целях его подготовки к самостоятельной жизни. Поэтому в нашем учреждении, для наиболее успешной реабилитации несовершеннолетних ,оказавшихся в трудной жизненной ситуации ,осуществляется построение социализирующего и воспитательного пространства для реализации основных видов трудовой деятельности.

    У воспитанников наблюдается безинициативность, нежелание трудиться, отсутствие трудовых навыков , неумение ценить чужой труд , а присутствуют ,такие качества ,как лень ,цинизм.

 Работа по трудовому воспитанию воспитанников в учреждении осуществляется по программе «Труд-основа моей жизни.»
Новизна  данной программы основана на комплексном подходе в подготовке подростков к самостоятельной жизни через трудовую деятельность, при использовании оптимальных форм и методов трудового воспитания.

Основные направления трудового воспитания :

-привитие навыков личной гигиены;

-организация самообслуживания;

-формирование основных трудовых навыков;

-развитие представлений об основных видах труда;

-организация общественно-полезного и производительного труда;

-формирование представлений об основных рабочих профессиях;

-привитие любви и уважения к труду, людям труда;

-профессиональная ориентация, подготовка к осознанному выбору профессии;

-формирование представлений об основах финансово-экономических отношений.

Для овладения трудовой деятельности у воспитанников применяются формы организации :

-повседневный труд по самообслуживанию.

-совместный труд со взрослым.

-поручение.

-дежурство.

-труд рядом, общий или совместный труд.

   Положительное влияние на воспитательный процесс оказывает тесное сотрудничество воспитателей, специалистов, администрации, а также индивидуальный подход к каждому ребенку.

Самообслуживающий труд.

Этот труд,  является одним из важнейших и основных компонентов трудового воспитания детей. Ежедневно организовывается утренний и вечерний туалет, детей учим соблюдать правила личной гигиены перед приемом пищи, по мере необходимости ухаживать за волосами, ежедневно воспитанники учатся убирать личные вещи, заправлять кровати, по графику (не чаще 1раза в неделю) дежурить по спальне(влажная уборка полов), ежедневно(по мере необходимости)стирать личные вещи(носки, нательное белье)с 1класса, 1раз в неделю стирать мелкие вещи (с 4класса). По необходимости занимаются штопкой ,пришиванием пуговиц (со2класса).

Хозяйственно-бытовой труд.

По графику (не чаще 1раза в неделю ) воспитанники дежурят по столовой , по мере необходимости по территории (убирают листья, ,сметают снег с дорожек, старшие воспитанники научились работать метлой, лопатой), проводят генеральную уборку в спальне протирают пыль, делают влажную уборку полов, могут оказать посильную помощь повару -нарезать хлеб, почистить овощи. Оказывают помощь подсобному рабочему.  Умеют пришить петельки на полотенца, погладить рубашки, футболки, плавочки.

Сельскохозяйственный труд.

 Вместе с инструктором по труду воспитанники сеяли семена на рассаду, выращивали ее (научились ухаживать), весной высаживали в открытый грунт, в теплицы, в парники. Младший  школьник трудится -30-мин., мл. подросток -45мин., ст.подросток -1час. Также ребята научились ухаживать за посадками (поливать, пропалывать, рыхлить, по необходимости подкармливать). В цветнике, дети учились высаживать однолетние и многолетние растения, и ухаживать за ними , кроме того ,совместно с рабочим заготавливают кроликам сено, научились менять им чистую воду , накладывать свежий корм.

Общественно-полезный труд.

  Такой труд предусматривает формирование у воспитанников потребности в общественно-полезном труде, привитие навыков благоустройства территории, привитие уважительного отношения к своей малой Родине, формирование причастности к делам жителей поселка. Ребята умеют убирать мелкий мусор, собирать опавшую листву и укладывать в кучи граблями, собирать мусор и выносить в установленное место. Весной  наши воспитанники вместе с коллективом помогали в уборке территории памятников героям Великой Отечественной войны, участвовали в посадке деревьев и зеленых насаждений, помогали пенсионерам в расколке и укладке дров, в подготовке огородных гряд, в уборке снега.

Профориентация.

   У детей имеется представление  о сельском хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, знают о разных профессиях нашего поселка. Познакомились с творчеством художников; беседовали о профессии ветеринара, зоотехника, предпринимателя, о людях мужских профессий.

    За 1 полугодие с воспитанниками проведены мероприятия по профориентации :

«День открытых дверей в техникуме» (БРМТИТ)

«Наш техникум для Вас»  (Презентация БРМТИТ в ГБУСО «ССРЦН».

Профессия проводник, круглый стол (БРМТИТ)

Профессия повар. Экскурсия в Центре.

 Все салаты хороши – выбирай на вкус! Приготовление овощного и фруктового салата.- практика

 Бутербродный стол. Сервировка стола.- практика

Мы гостей встречаем чаем. Сервировка чайного стола.- практика

Кто нас вкусно кормит- занятие

Книжкина больница- практическое занятие

 Человек славен трудом- занятие

 Сколько  нужных и важных профессий- занятие

 Кто обслужит нас в магазине- экскурсия

 Там, где пекут хлеб- экскурсия

 «В мире профессий»-викторина

Профессия метеоролог –экскурсия

 В мире книг- экскурсия в библиотеку.

»Маленькая модница»- практика

 Волшебный утюг. Глажка рубашек и школьных костюмов.

 Вылечи вещи! Мелкий ремонт одежды –штопка, пришивание пуговиц.

Трудовая неделя. Выращивание рассады

 «Самый трудолюбивый»-конкурс

 Благоустройство весеннего участка

Занятия «Удивительное печенье»,

 «Профессия пекарь»,

«Как делают автомобили»,

«Только смелым покоряются моря»,

«Магазин нарядных платьев»,

Экскурсия развлечение «Город мастеров»- знакомство с творчеством художников;

 Беседы о профессии ветеринара, зоотехника, предпринимателя, пожарного, водителя.

Проведено занятий и бесед по профориентации-44, экскурсий-6, День открытых дверей  -1, Презентация БРМТИТ-1, круглый стол-1

Занятия с воспитателями по подготовке детей к самостоятельной жизни:

«Выбор профессии – выбор жизненного пути».

«Как выбрать профессиональный путь».

 

Твоя экономика.

  Воспитанники  из бесед и игр имеют представление о семейных доходах и расходах, о том какие бывают деньги, как оплачивается труд ,о банковских учреждениях ,что производят в районе.

По всем направлениям трудового воспитания  за 1 полугодие 2017гбыли проведены следующие занятия, беседы, конкурсы, выставки:

Беседы: «Моем, моем чисто, чисто», «Наше отражение», «Мой внешний вид о многом говорит», «Как ухаживать за волосами?», «Чистая обувь –это красиво», «Что такое самостоятельность?». Приемы обращения с утюгом»,  « Основные приемы глажения белья», « Что такое интерьер комнаты?», «Стиральная машина активаторного типа», «Зачем ухаживать за растениями?», «Подкормка растений- правила и периодичность», «Понятие об урожае и урожайности»

Занятия :»Мы многое умеем», «Мы многое умеем», занятие для мл.возр. «Оденем куклу», «Я сам», «Каждой вещи –свое место», практическое занятие «Учимся стирать», «Куда иголка- туда и нитка», «Моем свои расчески», «Умей за собой ухаживать». Занятие»Техника безопасности при генеральной уборке», «Моющие средства для генеральной уборки», «Приемы обращения с пылесосом», Основные приемы глажения белья», «Что растет на огороде?»,  «Лук от семи недуг», «Правила обработки земли», «Правила и приемы посадки растений рассадой», «Правила и приемы посадки растений семенами», «Болезни растений. Способы защиты и лечение»,

Викторины: «Все о стирке», «Назови средства для чистки ковров и паласов», « Виды фруктовых деревьев», «Многообразие овощных культур», «Назови трудовой инвентарь»,

Конкурсы:  «Самый аккуратный», «Лучший дежурный», «Самый трудолюбивый», «Самый бережливый», «Самая аккуратная кровать», «Волшебный утюг», « Самый добросовестный помощник», «Я-дизайнер своей комнаты», «Самый чистый участок», «Лучшая грядка», «Лучшая клумба»,  конкурсы рисунков: «В мире фантазий», «Домашние животные».

- Игровая программа «Мы ловкие и умелые»,

-«День самообслуживания»

Выставки

«Дымковская игрушка»-лепка из глины, роспись

«Изделия из бисера»

«Солнечные брызги»-Роспись по камню

«Чудеса из теста»- картины

«Игрушки из пряжи»-вязание крючком

«Я умею! Я могу!»-творческий отчет руководителей кружков.

 

   В поддержку проведения Всероссийского экологического субботника  «Зеленая весна» наше учреждение приняло участие во всероссийской акции. Были проведены конкурсы на экологическую тематику: конкурс рисунков «Нарисуй весну», конкурс поделок «Даем вторую жизнь сломанным вещам», конкурс плакатов « Все на субботник», организованна выставка фотографий, посвященных экологическому субботнику «Зеленая Весна», проведена экологическая акция Трудовой десант- уборка береговой зоны от мусора; а в июне «День окружающей среды» прошел субботник по уборке участка от мусора, благоустройстве приусадебного участка, цветника. Весь коллектив взрослых вместе с детьми высадил овощи на грядки, теплицы, цветы в клумбы. Наш коллектив учит воспитанников разнообразным видам труда и их активному посильному участию в трудовой деятельности.

За 1 полугодие 2017 года:

Проведено занятий и бесед по трудовому воспитанию и социально-трудовой адаптации -34;

Экскурсий-5;

Конкурсы-13;

Выставок-6;

Викторин-5;

День  самообслуживания-1;

Игровая программа -1.

В результате проведенных мероприятий у воспитанников наблюдается:

- Сформированность  у воспитанников привычки  к  систематическому, осознанному  труду, навыков ведения сельского подсобного хозяйства, основ  экономических знаний. 

 

Горбачева А.С. зав отделением.

 

 

 

 


Назад к списку
Поиск: