25 января 2019

Система работы  с неблагополучной семьей  

       В настоящее время в стране происходит увеличение числа неблагополучных семей, в которых дети сталкиваются с рядом проблем, влияющие как на становление личности самого ребенка, так и на образовательный процесс. Следует отметить, что в подобных семьях дети больше всего подвержены к значительным психологическим и психическим травмам, которые оказывают негативные последствия для дальнейшей жизни, а именно девиации.  
       Если говорить о трактовке понятия «неблагополучная семья», то исследователи не выделяют единого определения.   Под неблагополучием понимаются самые различные выражения, а именно психическое (угрозы, подавление личности, навязывание асоциального образа жизни и др.), физическое (жестокие наказания, побои, насилие, принуждение к заработку денег разными способами, отсутствие пищи), социальное (выживание из дома, отбирание документов, шантаж и др.)
      Иными словами, под неблагополучной семьей следует понимать такую семью, в которой имеется разрушенная система ценностей, разрушены семейные нормы, обесцениваются либо не берутся во внимание главные функции семьи, наблюдаются очевидные либо скрытые недостатки и изъяны воспитания, на основании чего происходит разлад психологического климата в семье, и появление «трудных детей».
      За время работы выделились следующие категории семей:

1.семья с прямым типом неблагополучия (остроконфликтные, трудные семьи, асоциальные, и семьи с дефицитом общевоспитательных средств);

2.семья с закрытым типом неблагополучия (представляют из себя вполне обычные семьи, которые не привлекают внимания и не вызывают нареканий со стороны общества, но морально-ценностные ориентиры и поступки родителей идут в разрез с общечеловеческими моральными и нравственными установками, которые и проявляются на нравственном уровне воспитывающихся в этих семьях детей).

       Одна из главных задач - это оказание помощи в создании наилучших условий для развития ребенка в физическом, социальном, духовно-нравственном и интеллектуальном плане, а также оказание помощи в сохранении неприкосновенности его личностного пространства.  
      На первоначальном этапе работы с семьей необходимо провести ее социальную проверку, сформировать алгоритм помощи семье, разъяснить родителям некоторые проблемы, которые возникают при воспитании детей. По возможности необходимо предотвратить источники возникновения проблемы, как можно раньше выявить и ликвидировать первопричины, которые ее порождают, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического). Иными словами, работа ведется как с ребенком, так и с его родителями. Работу с семьей заключается в следующем:

- изучение семьи и выявление существующих в ней проблем,
- обследование жилищных условий неблагополучной семьи
- знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни
- изучение личностных особенностей членов семьи
- составление карты семьи
- координационная деятельность со службой профилактики района
- текущие и контрольные посещения семьи
-выводы о результатах работы с неблагополучной семьей

Семьей, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска. Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера. К таким семьям относятся, например, малообеспеченные, многодетные; неполные семьи; матери-одиночки; семьи, имеющие детей инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством. Эти семьи требуют большого внимания. Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, является индивидуальная форма. Помочь в работе с семьёй может диагностика, патронаж, беседы, оказание психолого-педагогической помощи.
Какую бы работу с семьей, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации не делали, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным.

                                                 
                                                     Информацию подготовила соц. педагог Василенко Н.В.

 


Назад к списку
Поиск: