Система работы с неблагополучной семьей
В настоящее время в стране происходит увеличение числа
неблагополучных семей, в которых дети сталкиваются с рядом проблем, влияющие
как на становление личности самого ребенка, так и на образовательный процесс.
Следует отметить, что в подобных семьях дети больше всего подвержены к
значительным психологическим и психическим травмам, которые оказывают
негативные последствия для дальнейшей жизни, а именно девиации.
Если говорить о трактовке понятия
«неблагополучная семья», то исследователи не выделяют единого определения. Под
неблагополучием понимаются самые различные выражения, а именно психическое
(угрозы, подавление личности, навязывание асоциального образа жизни и др.),
физическое (жестокие наказания, побои, насилие, принуждение к заработку денег разными
способами, отсутствие пищи), социальное (выживание из дома, отбирание
документов, шантаж и др.)
Иными словами, под неблагополучной
семьей следует понимать такую семью, в которой имеется разрушенная система
ценностей, разрушены семейные нормы, обесцениваются либо не берутся во внимание
главные функции семьи, наблюдаются очевидные либо скрытые недостатки и изъяны
воспитания, на основании чего происходит разлад психологического климата в
семье, и появление «трудных детей».
За время работы выделились
следующие категории семей:
1.семья с прямым типом неблагополучия (остроконфликтные, трудные семьи, асоциальные, и семьи с дефицитом общевоспитательных средств);
2.семья с закрытым типом неблагополучия (представляют из себя вполне обычные семьи, которые не привлекают внимания и не вызывают нареканий со стороны общества, но морально-ценностные ориентиры и поступки родителей идут в разрез с общечеловеческими моральными и нравственными установками, которые и проявляются на нравственном уровне воспитывающихся в этих семьях детей).
Одна из
главных задач - это оказание помощи в создании наилучших условий для развития ребенка
в физическом, социальном, духовно-нравственном и интеллектуальном плане, а также
оказание помощи в сохранении неприкосновенности его личностного пространства.
На первоначальном этапе работы с
семьей необходимо провести ее социальную проверку, сформировать алгоритм помощи
семье, разъяснить родителям некоторые проблемы, которые возникают при
воспитании детей. По возможности необходимо предотвратить источники
возникновения проблемы, как можно раньше выявить и ликвидировать первопричины,
которые ее порождают, обеспечить профилактику различного рода негативных
явлений (социального, физического). Иными словами, работа ведется как с ребенком,
так и с его родителями. Работу с семьей заключается в следующем:
- изучение семьи и выявление существующих в ней
проблем,
- обследование жилищных условий неблагополучной семьи
- знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их
условий жизни
- изучение личностных особенностей членов семьи
- составление карты семьи
- координационная деятельность со службой профилактики района
- текущие и контрольные посещения семьи
-выводы о результатах работы с неблагополучной семьей
Семьей, находящейся в социально опасном
положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем:
трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между
супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы
риска. Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие
складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных
воздействий социального характера. К таким семьям относятся, например,
малообеспеченные, многодетные; неполные семьи; матери-одиночки; семьи, имеющие
детей инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной
отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством. Эти семьи
требуют большого внимания. Наиболее эффективной формой работы с семьёй,
находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации,
является индивидуальная форма. Помочь в работе с семьёй может диагностика,
патронаж, беседы, оказание психолого-педагогической помощи.
Какую бы работу с семьей, находящейся в социально опасном положении или в
трудной жизненной ситуации не делали, для получения положительного результата
её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным.
Информацию
подготовила соц. педагог Василенко Н.В.