Время глобальных идей
Государственно-частное партнерство в Сибири развивается по схеме: государство отвечает за инфраструктуру, а бизнес ориентирован на поиск свободных ниш в потребительском секторе
Антон Ворыхалов
Аналитический центр «Сибирь» во второй раз составляет список проектов, которые запланированы к реализации государством и бизнесом. Этот рейтинг относительно условен, ведь зачастую сложно оценить конкретные преимущества и недостатки проекта до начала его выполнения. Не всегда можно с уверенностью говорить и о том, что проект будет осуществлен. Некоторые инициативы 2005 года оказались перенесены на 2006-й.
Например, в прошлом году в нашу выборку попали активно обсуждавшиеся весь год планы по строительству нефтяного трубопровода Восточная Сибирь Тихий океан, но даже в конце декабря 2005 года его технико-экономическое обоснование еще не было согласовано. В то же время значительная часть задуманного на 2005 год перешла в категорию сделанного.
Ключевые направления
Реализовано немало проектов в угольной отрасли Кузбасса, активно развивалась розничная торговля. Сдвинулось с мертвой точки строительство Богучанской ГЭС, что, возможно, послужило основанием для заявления со стороны РАО «ЕЭС России» о вероятном возобновлении строительства Туруханской ГЭС, заложенной в 1980-х годах. Актуальность ее возведения объясняется тем, что в среднесрочной перспективе Сибирь может испытать нехватку энергетических мощностей. Дело в том, что общая выработка сегодня достигает 200 млрд кВт¤часов ежегодно. Между тем, согласно новой версии стратегии экономического развития Сибири, потребность Сибирского федерального округа (СФО) в электроэнергии только по крупным проектам составит еще 30,230,6 млрд кВт¤часов в год. Ввод же Туруханской ГЭС с плановой годовой выработкой 46 млрд кВт¤часов сможет восполнить этот недостаток.
Если говорить об итогах инвестиционного развития в 2005 году, то можно отметить бум, наблюдающийся в Кемеровской области: по итогам 10 месяцев объем инвестиций превысил показатели за весь 2004 год на 15%. Модернизация производства в основных отраслях экономики региона угольной и металлургической позволила области выйти в лидеры по объемам инвестиций в СФО. На 2006 год в угольном комплексе региона запланировано меньше новых промышленных проектов. Достигнув в 2005 году рекордного в истории региона показателя 160 млн тонн угля к середине декабря, область решила стабилизировать добычу на этом уровне и уделять больше внимания экологической ситуации.
Немаловажный фактор, обеспечивающий постоянный приток инвестиций в Кузбасс, высокая политическая стабильность. Это делает возможным реализацию масштабных долгосрочных проектов. Так, на 20062010 годы разработана программа развития железнодорожной транспортной инфраструктуры, которая станет продолжением успешной реализации программы, рассчитанной на 2002-2006 годы.
Также на 2006 год запланировано начало реализации ряда инфраструктурных проектов в Красноярском крае. Предполагается начать активное освоение Нижнего Приангарья.
Тактические схемы
Параллельно с развитием крупных государственных проектов активизировался инвестиционный процесс сразу в нескольких сегментах строительства. Помимо логистических терминалов и офисной недвижимости (они рассмотрены далее в статье «Коммерческая недвижимость»), интересы застройщиков лежат еще в нескольких плоскостях. Одна из них гостиничный бизнес. В настоящее время объявлены планы строительства более 10 объектов в Сибири, в основном в Новосибирске. Хотя возможен вариант, когда предложение качественных гостиниц (34 звезды) к 20072008 году существенно превысит спрос, и сроки окупаемости объектов, которые составляют около 67 лет, растянутся на большее время.
Набирает темп и промышленность строительных материалов. Уже анонсированы планы строительства двух новых цементных заводов, а также весьма актуальных для сибирского региона предприятий по выпуску теплоизоляционных материалов.
О завоевании розничных рынков региона международные игроки заявили еще несколько лет назад, но до реализации их планов дело пока не дошло. В 2005 году о своих намерениях по выходу на рынок заявляли Metro и IKEA, так что в 2006-м сибиряки, возможно, смогут сравнить уровень организации розничной торговли транснациональными и местными компаниями. Среди последних особую активность демонстрирует красноярская АЛПИ. В прошлом году она вышла на рынки Новосибирской и Кемеровской областей и не собирается останавливаться на достигнутом, попав в наш рейтинг сразу по нескольким направлениям.
В наступившем году в Хакасии и Горной Шории запланировано строительство новых горнолыжных комплексов. Бурятия тоже намерена принимать большее число иностранных туристов, поэтому занялась выведением туристического бизнеса на качественно иной уровень. Вообще, в ближайшем будущем направление транспорта ждет активное развитие: на 2006 год готовится 5 проектов реконструкции аэропортов. Новая тенденция в данном сегменте строительство на базе аэропортов более крупных функциональных комплексов: грузовых терминалов, таможенных складов, деловых центров.
Рычаги движения
Эти проекты позволят ускорить темп роста промышленного производства, который в прошлом году был не особенно высок: в СФО за первое полугодие он составил лишь 0,6%, тогда как за 10 месяцев по России 3,9%. Определенную роль здесь должна сыграть вышеупомянутая Стратегия Сибири.
В этом году в рамках Стратегии планируется приступить к воплощению таких проектов. Основной вопрос откуда привлечь инвестиции. Их требуемый объем внушителен: суммарная стоимость реализации проектов, заявленных в нашем рейтинге на 2006 год, составляет около 10 млрд долларов, хотя самые финансово емкие рассчитаны на срок исполнения до 45 лет. Предполагается, что в 20062015 годах вложения только по проектам, заложенным в Стратегии, составят 68 млрд долларов, а общая сумма 162 млрд долларов. Для сравнения: за 20012005 годы в экономику СФО инвестировано порядка 30 млрд долларов.
Основные надежды при реализации Стратегии возлагаются на бизнес-структуры (41% финансирования), а также на привлечение стратегических инвесторов (около 30%). Доля государства оценивается в 15%. Отметим, что в нашей выборке число новых проектов, за которые отвечает власть, второй год составляет около 15%, а в суммарном объеме инвестиций их доля выше порядка 25%. Мотивация государства при выборе направлений инвестирования понятна: в случае успешной реализации одного крупного проекта мультипликативный эффект окажется сильнее, чем при централизованном распределении финансирования по разным направлениям. При наличии инфраструктуры бизнесмены смогут организовать инвестиционный процесс лучше государства.
А инвесторы кто?
Позиция государства в сфере освоения российских недр ясна: больше 49% акций иностранцам не давать. Аргументация этого принципа, помимо патриотических чувств, подкрепляется реальными основаниями: во многих отраслях тяжелой промышленности в России уже сформировались холдинги, вполне конкурентоспособные на мировой арене и способные освоить отечественные залежи самостоятельно. В цветной металлургии это «Норильский никель» и его дочерняя компания «Полюс» (в 2006 году ее предполагается выделить в отдельную бизнес-структуру), а также РУСАЛ, который входит в тройку мировых лидеров. Ведущие российские сталелитейные компании и предприятия угольной промышленности также чувствуют себя уверенно на мировом рынке. Нефтегазовая промышленность наряду с разработкой традиционных месторождений начинает осваивать новые активную геологоразведку в Томской области проводит «Сибнефть» и ряд других компаний, ведутся работы по развитию «нефтянки» в Новосибирской области и Красноярском крае. Неслучайно компании именно этих отраслей вновь занимают верхние строчки нашего рейтинга.
Методика составления рейтинга
Исследование проведено АЦ «Сибирь» в декабре 2005 года. Были отобраны инвестиционные проекты, начало реализации которых приходится на 2006 год. Для их ранжирования использовались следующие критерии: инновационность, важность для экономики конкретного региона и Сибири в целом, общественная полезность проекта, степень вероятности реализации проекта. Информация о проектах взята из открытых источников, а также предоставлена администрациями регионов СФО. Список проектов для оценки рассылался аналитикам ведущих инвестиционных компаний страны и представителям власти регионов СФО.
В других сферах российские предприятия зачастую чувствуют себя не столь уверенно, и на этом поле более свободно могут играть иностранные партнеры. В Сибири они демонстрируют традиционный интерес к лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, что нашло отражение в нашем рейтинге и в этом году. С 2005 года проявилась и такая тенденция, как активный приход китайских автопроизводителей, которые готовятся составить конкуренцию российскому автопрому. Уже ведется сборка китайских автомобилей в Бийске, анонсирован проект в Новосибирской области. Губернатор Иркутской области Александр Тишанин заявил, что ведутся переговоры с китайскими инвесторами по вопросу строительства в регионе автомобильного завода. Перспективы же китайских машин, скопированных с японских образцов, оцениваются неоднозначно. Хотя результаты краш-тестов говорят не в их пользу, за счет низкой цены они могут конкурировать с продукцией «АвтоВАЗа» и подержанными японскими авто. Успех китайцев на сибирском рынке также зависит от того, какой объем автомобилей смогут предложить сборочные производства и качества дистрибуции и технического обслуживания.
В целом же администрации регионов ведут активную деятельность по привлечению азиатских инвесторов, устраивая многочисленные встречи представителей власти, бизнес-форумы, открытие представительств. Интересен пример Иркутской области. На сайте администрации региона выложен 110-страничный справочник инвестора на четырех языках. Помимо традиционных русского и английского, документ переведен на китайский и японский, что красноречиво свидетельствует о приоритетах в поиске инвесторов. С этой целью Иркутская область первая в СФО получила международный кредитный рейтинг В+ от Standard & Poor's (S&P) в 1998 году и постоянно поддерживает его. Этот пример оказался заразителен для Новосибирска: в сентябре 2005 года мэрия объявила конкурс по выбору организации на получение права присвоения городу кредитного рейтинга. Его победителем стала компания S&P.
Две силы
Таким образом, региональные органы власти стремятся самостоятельно искать точки роста внутри своего региона и привлекать инвестиции. Хотя призывы увеличить долю малого бизнеса в валовом национальном продукте до 5060% (сегодня она составляет около 13%), которые периодически раздаются среди чиновников, пока не находят отклика на региональном уровне. Планы довести эту долю до 15%, заявленные в программах 20032005 годов, так и остались на бумаге. В результате каждый регион пытается решить эту задачу по-своему, понимая, что развитие малого бизнеса катализатор экономического роста. Поэтому на 2006 год запланировано сразу несколько проектов по созданию бизнес-инкубаторов и венчурных фондов, финансируемых местной властью и частными инвесторами.
Именно массовый охват территории Сибири и возможность создать эффективную наукоемкую экономику в регионе главные отличия этих проектов от строительства особой экономической зоны (ОЭЗ), которая подразумевает все-таки точечную модель развития наукоемкой экономики: примерно из 70 заявленных проектов ОЭЗ были отобраны только 6 (одна из них в Томске).
Подводя итог, можно сказать, что развитие экономики Сибири, как и России, пойдет под влиянием двух сил: бизнес будет выстраивать свои инвестиционные планы, а государственные структуры выполнять свои функции по формированию инфраструктуры. От качества работы этих сторон и будут зависеть темпы роста экономики региона в наступившем году.
Назад к списку