Диагностическое обследование дает возможность получить своевременную информацию об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, динамике процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного развития.
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста применяются проективные методики: «Моя семья», «Кактус», «Два дома» подобный анализ позволяет увидеть количество социальных связей и эмоциональный характер (на основании того, сколько всего ребенок упомянул персонажей в каком домике их больше). Также с целью выявления уровня психологического и познавательного развития ребёнка проводятся тесты на восприятие «Чего не хватает на этих рисунках», «Зашиваем коврик», тест на мышление Когана.
Со старшим школьным возрастом проводится анкетирование «Межличностное отношения в семье», «Кто я». Личностный опросник Айзенка, тест Шмишека акцентуация характера, Проективные методики «Дом. Дерево, Человек», «Социограмма семьи» и тд.