Творческий андеграунд Солбона Лыгденова

21 января 2006
Взломщик стереотипов, привычных и банальных до скрежета зубов. Творец, балансирующий на гребне волны, он называет себя представителем андеграунда Покидая два года назад Улан-Удэ, Солбон Лыгденов надеялся найти для себя на Западе что-то новое, вдохнуть воздух свободы, почувствовать, что значит работать, когда есть возможность развернуться: без ограничений, в полной мере пробуя свои творческие силы. Сейчас он живет в Москве, работать же приходится не только в столице. Осенью он был на съемках «Вия» в Таллинне. В декабре трудился в Петербурге— занимался художественной постановкой исторического телесериала «Герои, вернувшиеся на Восток», совместного российско-китайского кинопроекта. Параллельно пишет сценарий, прототипом главного героя которого является противоречивая личность бурятской истории генерал Уржин Гармаев. Не оставляет свое увлечение книгами о гео­политике. Но этим созидательная деятельность Солбона не исчерпывается. Вдали от родины он прививает любовь к ней молодым и талантливым землякам. Он претендует на роль педагога для тех, у кого есть силы бороться за свое счастье. В Москве, в Питере Солбон собирает талантливую молодежь из Бурятии— студентов, аспирантов, тех, кто приехал работать, покорять столицы. Они общаются, обмениваются мыслями. Лыгденов уверен, что «золотых умов» немало, но они нуждаются в общении и поддержке. —Солбон, все эти лекции и дебаты, в твоем случае их можно назвать педагогическим креативом, несколько напоминают «кружковщину» времен декабристов… —Нет, мягче— посиделки творческих людей. Я не преследую цель сплачиваться ради чего-то, против чего: я просто хочу, чтобы ребята учились, приходили к осознанию внутри себя того, как «правильнее» жить, какой путь выбрать для себя. —А на творческих посиделках с тобой общаться может только определенный круг людей: те, кто мыслит картинками, звуками, игрой, но не цифрами и формулами, например? —Ни в коем случае. Понятие «творческие люди»шире, чем только художники, музыканты, актеры. Это и экономисты, и юристы, те, кто занимается естественными науками. Творчество присутствует во всем. Если человек что-то создает — будь то виртуозное составление уравнений физиком или доведение до математической точности исполнение 32 фуэте танцором,— все это творчество. —И о чем же вы беседуете? Чему ты учишь молодых? —Я стараюсь учить пониманию действительности в философском, и не только, смысле. Показываю, что в этом мире действительно представляет ценность, а что второстепенно. Сейчас в наших двух столицах много молодых ребят из Бурятии. Они активны, они знают, чего хотят. Моя задача— воспитать в них здоровый патриотизм и веру в себя. Они ориентированы на Запад. Это хорошо. Я за ассимиляцию, однако при условии сохранения национального самосознания. За соблюдение каких-то бытовых традиций, обычаев, но без тупого фанатизма, естественно. За знание и сохранение культуры, истории своего народа. Национальную самобытность сломили в советское время. На протяжении долгого времени все были однолики. Сейчас новый виток в истории страны, вообще человечества. Нужно идентифицировать себя. И в первую очередь, на национальном уровне. —Солбон, очень много ребят, получающих образование в Москве и Питере, на вопрос, собираются ли они после учебы вернуться в Бурятию, начинают лихорадочно открещиваться. А как же чувство патриотизма, ответственности за свою малую родину? Чувство долга… Кто такой Солбон Лыгденов • В прошлом автор стильных рекламных роликов и руководитель студии «Sly Fox Arts», занимавшейся оформлением многих программ и передач на телеканалах Бурятии. • Ныне один из создателей сериалов «Бедная Настя», «Питер FM» и других российских телепроектов. —Должна проходить активная интеграция Бурятии и остального мира. Не замыкаться в себе. Любая моноэтническая культура обречена на «самопоедание». Смысл в том, что сохранять свою культуру— это не значит спрятаться, жить себе тихо-мирно, по принципу «ничего не знаю, моя хата с краю», но заявлять о себе, о своем народе, что мы ничем не хуже других, а в чем-то даже лучше. Ребята, «оседающие» на Западе,— это наши «посланцы», они несут в мир частицы нашей культуры. И это должно только приветствоваться. —Хорошо, но, для того чтобы принимать участие в диалоге культур, для начала нужно знать свою, я уже не говорю о том, чтобы глубоко разбираться в той же самой истории. Но ведь с этим-то как раз не у всех «отлично». — Нашей молодежи не хватает еще и идеологии, архетипов— героев, персонажей, на которых можно было бы ориентироваться, кем и чем заинтересоваться. То есть знаний как таковых. Нужно больше читать, интересоваться историей. Я вот, например, увлекаюсь этим делом. В моей библиотеке много произведений монголоведов, востоковедов. Лев Гумилев, Елбак Халбай, Айдыр Каракчи. Как только выдается свободное время, берусь за книгу. О геополитике, о Чингисхане, о гуннах. А на уровне республики нужно развивать кинотелевизионный— так сказать, медийный— план. Ну и финансовую базу, конечно. Много чего… Вообще это отдельный разговор. И трудный… —Твои позиции по некоторым вопросам несколько категоричны. Может показаться, что ты весьма радикально настроенный «элемент». —Не так уж я и категоричен. Это только так кажется. Вообще один из моих главных руководящих жизненных принципов— это толерантность. Терпение, благородство, лояльность, анализ всего. И я всегда говорю ребятам об этом. Жизненная мудрость в том и состоит, что на пути к успеху, к достижению своей цели нужно быть упертым, но гибким, обходить острые углы. Не стоит за ненадобностью лишний раз «радикальничать». — Не получается ли так, что твое наставничество— чистой воды навязывание своих идей неискушенной думающей молодежи? —Нет, ни в коем случае. Я не говорю, что я идеал, что я во всем безапелляционно прав. У каждого есть право выбора, каждый решает для себя сам. Просто я вижу, что среди молодых много толковых и талантливых ребят. Они не должны потеряться. Их нужно направлять, указывать путь. Стараюсь подпитывать их духовной пищей: в больших городах при соответствующем ритме существования ее не хватает. Кроме того, я сам учусь у них. Процессу постижения истины нет предела. Человек учится всю жизнь. Может быть, кому-то покажется, что Солбон Лыгденов— скорее аутсайдер, «человек в стороне», чем «человек подпольный» (человек андеграунда), коим он себя позиционирует. Аутсайдерство связано с сознательным желанием пребывать в таком качестве исходя из каких-то собственных личностно-творческих установок. А в творческой автономии есть свое преимущество: возможность долгого естественного роста в самом произвольном, только интуицией подсказанном направлении, без оглядки на общий вкус и чужое мнение. Так и с Солбоном. С каждым своим новым шагом на профессиональном поприще и не только он доказывает это. А если говорить о том, что аутсайдерство, безусловно, в какой-то степени предполагает обреченность на одиночество, то это не про Солбона: вокруг него все больше и больше единомышленников. Его аутсайдерство постепенно перерастает в мэйнстрим. Эльвира Балганова. Санкт-Петербург—Улан-Удэ. "Информ Полис"

Назад к списку
Поиск: