Впервые за 12 лет существования Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Бурятский театр кукол «Ульгэр» удостоился престижного статуса номинанта - спектакль «Поющая стрела» выдвинут на присуждение премии «Золотая маска» в номинации «Лучш
НОВОСТЬ прозвучала на прошедшей в декабре пресс-конференции в отеле «Мариотт-Аврора» в Москве, где президент фестиваля «Золотая маска» Георгий Тараторкин особо отметил, что в этом году многие региональные театры «отодвинули» столичные из-за недостаточно высокого уровня спектаклей, представленных последними на конкурс-просмотр. В более выгодном свете выглядели так называемые «провинциальные» театры. Это значит, что театр не замыкается одним лишь центром. В регионах, далеких от Москвы, творчество играет необычайно яркими красками и возрождает отечественное театральное искусство. Этот важнейший момент отметил Георгий Тараторкин.
Вначале по традиции были названы почетные лауреаты премии «Золотая маска» 2006 года, которых определил экспертный совет еще до начала фестиваля. Премии «Золотая маска - за честь и достоинство» удостоились актриса БДТ из Санкт- Петербурга Людмила Макарова, народная артистка СССР, и актриса Ярославского драматического театра им. Волкова Наталья Терентьева, народная артистка РФССР. Премии «Золотая маска - за поддержку театрального искусства России» удостоены Муртаза Рахимов, Президент Республики Башкортостан, и генеральный спонсор фестиваля - Сбербанк Рос¬сии. По опросу критики, лучшим зарубежным спектаклем, показанным в России в уходящем году, была признана "Эмилия Галотти» берлинского Дойчес- театра, привезенная в Москву фестивалем NET.
Жюри драматического театра и театра кукол возглавит Алексей Бородин, художественный руководитель Российского академического Молодежного театра, народный артист России, лауреат Государственной премии России. Председателем жюри музыкального театра станет Владимир Васильев - балетмейстер, председатель Российского отделения Международного совета танца при ЮНЕСКО, академик Российской академии искусств, профессор кафедры хореографии РАТИ (ГИТИС), народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР и России.
В номинанты выдвинуты спектакли театров из 12 городов России. В номинации «Драма, спектакль большой формы» - все главные премьеры московского сезона. Два мхатовских спектакля К. Серебренникова («Лес» и «Изображая жертву»}, "Три сестры» П. Фоменко, «Мальчики» С. Женовача, моноспектакль М. Нееловой "Шинель», "Сцены из деревенской жизни» Ю. Погребничко. Из Петербурга; моноспектакль Алисы Фрейндлих «Оскар и розовая дама» в постановке В. Пази и «На дне» Л. Эренбурга. Два спектакля из Омска и «Король Лир» из Кызыла.
В номинации «Драма, спектакль малой формы» - шесть спектаклей из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска.
В номинации «Новация» - спектакль «Между собакой и волком» в постановке А. Могучего,
«Полифем» - изящная шутка театра «Тень» с участием Н. Цискаридзе, «Бытие № 2» И, Вырыпаева и «Недосказки» студентов-сценографов из мастерской Дмитрия Крымова.
В афише будущего фестиваля-конкурса в списке номинированных музыкальных спектаклей – девять оперных спектаклей, шесть балетных, четыре спектакля современного танца и три - в так называемом лег¬ком жанре оперетта/мюзикл. В главной оперной номинации - два ведущих театра. - "Дети Розенталя» Десятникова в постановке Някрошюса и «Мадам Баттерфляй» Пуччини, постановщик Роберт Уилсон. Он же но¬минирован в режиссерской номинации. Из московских театров на «Маске» будет представлена также «Геликон-опера» со спектаклем «Упавший с неба» (режиссер Д. Бертман). Из Мариинского театра- «Путешествие в Реймс» Россини, сделанное французским режиссером А. Маратра с молодой частью труппы, и «Тристан и Изольда» Вагнера, постанов¬щик Д. Черняков.. Из Камерного те¬атра «Санкт-Петербург Опера» - неординарная «Травиата» в постановке Юрия Александрова.
Кроме того, из Перми («Кармен» в постановке Георгия Исаакяна и «Со¬ловей» Стравинского в постановке Татьяны Багановой), из Уфы («Волшебная флейта» в постановке Уве Шварца}, из Екатеринбурга (отличный мюзикл «Ночь открытых дверей» по сюжету «Рождественских рассказов» Диккенса) и Новосибирска ("Фигаро здесь- в постановке Л. Квинихидзе -парафраз на оперу Россини «Севильский цирюльник»). Все постановщи¬ки названных спектаклей в списке номинантов на звание «Лучший режиссер в опере».
В рамках фестиваля «Золотая маска» будут показаны спектакли Театра балета Бориса Эйфмана, а также спектакль «Бесы» Малого драматического театра из Санкт- Петербурга; в атом году исполняется 15 лет со дня его премьеры.
Такова раскладка в афише фестиваля. Но главная и важная новость для Бурятии, конечно, то, что работа наших актеров вошла в список столь знатный и значимый в театральном мире. Экспертные советы, предварительно просмотрев присланные видеокассеты, выезжали на места. Экспертный совет драмы и кукол выезжал в 135 командировок, где посмотрел 279 драматических и кукольных спектаклей, а эксперты музыкальных спектаклей побывали в 142 командировках и просмотрели 111 музыкальных спектаклей. Такой географический масштаб впервые был ох¬вачен театральными критиками.
Тем более почетно для Бурятского театра «Ульгэр», что из огромного числа претендентов наш театр был выбран и вошел в число трех номинированных театров кукол. В эту финальную тройку, кроме Бурятского театра, вошли театр «Бродячая собачка» из Санкт-Петербурга со спектаклем «Гадкий утенок» и Хакасский театр кукол «Сказка» из Абакана со спектаклем «И пишу я тебе в первый раз».
В небольшом интервью после пресс-конференции президент фестиваля Георгий Тараторкин сказал: "Я желаю создателям спектакля быть понятыми в тех художественных творческих намерениях, которые были у них. Раз это произошло, я желаю, чтобы это была не единственная акция, не единственный метод. Желаю успеха и удачи театру! Если этот спектакль попал в число номинантов, и даже в четырех номинациях, я надеюсь, что что-то произойдет. И сам факт, что среди огромной театральной России спектакль театра из Улан-Удэ отобран для участия в фестивале и номинирован, это грандиозное событие!»
Также пожелала удачи бурятскому театру генеральный директор фестиваля Мария Ревякина: «Я желаю всем актерам мужества и стойкости, не бояться и работать как в своих стенах. Конечно, наш фестиваль в Рос¬сии очень значимый, и очень приятно, что ваш театр попал в число участников. Будем надеяться, что спектакль получит награду!»
Затем у меня состоялся несколько неожиданный разговор с председателем экспертного совета Еленой Алексеевой, она питерский театральный критик и главный редактор журнала «Балтийские сезоны»: «А я вас огорчу!» - были ее первые слова. «Почему?» - спросила я с удивлением, не ожидая такого начала разговора. И следующие ее слова действительно меня огорчили: «Нам очень жаль, что не прошел в номинацию замечательный спектакль Бурятского театра драмы «Трехгрошовая опера» Брехта. Мы видели этот спектакль сначала на видео, потом в Улан-Удэ приезжали. Очень хороший спектакль! Я очень хотела, чтобы этот спектакль вошел в число номинантов. И не только я, многие члены экспертно¬го совета хотели того же. Но с ним случился, я бы сказала, «несчастный случай», присущий региональным театрам - это то, что они пели без радиомикрофонов, а это то, что принято сейчас во всем мире. Немножечко бы, ну чуть-чуть дотянуть бы, - я думаю, это было бы украшением всей «Маски»! Мы даже показывали его музыкальному жюри, и они тоже высоко оценили его. Но то, что поют актеры не с радиомик¬рофонами, очень помешало спектаклю пройти отбор. Это замечательный спектакль! Причем с такой особой национальной энергетикой. Очень жаль! Просто у театра не хватило денег на радиомикрофоны. Но этот спектакль произвел на всех членов жюри очень большое впечатление! Такого энергичного, умного и серьезного спектакля у нас не было! Очень жаль!»
А о номинированном спектакле «Поющие стрелы» театра кукол «Ульгэр» Елена Алексеева сказала следующее: «Безусловно, всем он очень понравился. Такого кукольного спектакля е Москве еще не видели! Замечательный, серьезный спектакль, и на национальной основе. И то, что сделано художником, сами куклы и сценография - это выдающаяся работа! Когда отбирали спектакль, было полное единодушие, ни одного голоса «против», все «за». Хотя в кукольной номинации мы оставили всего три спектакля, конкуренция будет очень жесткая. А вообще, когда мы поехали по регионам, мне показалось, что свет с востока какой-то пошел. Но недостаток финансов виден, ощущается, насколько беден театр в регионах в сравнении с московскими театрами, которые купаются в роскоши. Надо помогать региональным театрам, чтобы они дотягивали и могли конкурировать со столичными. Это призыв и к местным региональным властям, и к федеральным».
В оценке номинированного спектакля ее поддержала и другой член экспертного совета Екатерина Дмитриевская - театральный критик, заведующая отделом газеты «Экран и сцена»: «Я смотрела этот спектакль вживую. Мне он очень понравился. Этот спектакль очень национальный, очень оригинальный, и при этом - это сильный режиссер, очень талантливые актеры, которые прошли хорошую школу в Санкт- Петербурге. И, в принципе, очень редкий случай сочетания умной, мудрой сказки с тем, как и с каким огромным юмором поданы общечеловеческие проблемы».
XII фестиваль "Золотая маска» пройдет в Москве с 29 мар¬та по 16 апреля 2006 года, а церемония вручения нацио¬нальной театральной премии состоится 17 апреля на новой сцене Большого театра.
Пожелаем удачи нашим актерам на московском фестивале!
Роза БУЛЫТОВА,
собкор газеты «Бурятия»
г.Москва
Назад к списку