Десятки детей в Бурятии не ходят в школу
Одним нечего надеть, другие сами добывают себе пропитание, третьи предпочитают учебе игру на компьютере
— Считать я умею, — стесняясь, опускает глаза пятнадцатилетний Дима Сутемьев, — деньги…
Он учится в первом классе «домашней школы» республиканского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. До сих пор не умеет читать, не знает, что такое таблица умножения. Димины родители пьют, им некогда заниматься воспитанием и образованием сына. Мальчик долгое время бродяжничал. Попадался на краже.
В советское время за всеобщее образование отвечала школа. Классные руководители шли домой к своим подопечным, чтобы выяснить причину пропусков. В постперестроечные времена ответственность за воспитание и получение знаний была отдана на откуп родителям— по Закону «Об образовании».
Сейчас власти вновь начали борьбу за обязательное общее образование. Учетом детей школьного возраста занимаются органы местного самоуправления. А персональную ответственность за то, чтобы все дети сидели за партами, несут районные органы управления образования.
Но пока восстанавливают всеобуч, число недорослей, не умеющих ни читать, ни писать в ХХI веке, только растет.
Учителей кусают не только собаки
Учителя по-прежнему совершают обход по домам. В последнее время это стало особенно проблематичным. Частные дома зачастую охраняют злые собаки, в подъезды многоэтажек попасть невозможно, не зная кода и не имея ключей от дверей. Те родители, которые годами не бывают в школах, требуют от учителей удостоверения личности.
— Доплата за классное руководство мизерная, минимальная составляет 10 процентов от ставки— это 120 рублей,— рассказывает Людмила Лунева, преподаватель математики школы № 14.— А риск большой. В 20-м микрорайоне был случай, когда учительницу укусил... пьяный мужчина.
Дети не всегда не ходят в школу из-за сложных материальных условий, знает из своего опыта Людмила Юрьевна. Некоторые предпочитают учебным занятиям игры в компьютерных клубах. Бывает, что родители, уезжая в отпуск, забирают с собой детей, не оповещая об этом школу.
В первом классе сидят и 15-летние
Участь Димы Сутемьева ожидала и семилетнего Сашу Стремякова. «Дома было холодно и скучно,— рассказывает малыш.— У меня было две игрушки: мотик и автомат Калашникова. Это мама мне со свалки принесла. А на дороге играть не разрешали. Машины все время ездят и возят мусор».
Домом маленький Саша называет землянку на городской свалке, в которой он жил с пяти лет. Именно там без жилья и прописки обосновались взрослые Стремяковы, приехав в Улан-Удэ из Казахстана два года назад. Свалка стала и источником пропитания. Найденный там металл сдавали в пункты приема. Тем и перебивались. «Иногда я играл с ребятишками. Они тоже жили там с родителями. Имен не помню,— вспоминает худенький Саша.— А потом приехали взрослые дяденьки и тетеньки и меня увезли сюда. Здесь тепло, хорошо кормят, а еще я хожу в первый класс».
Педагоги и воспитатели центра ребенка хвалят, отмечают его способности и ум. После каникул мальчик уже «заработал» три пятерки.
— Большинство детей, которые не посещают занятия, проживают в неблагополучных семьях,— сообщила Рита Павлуцкая, заместитель директора социально-реабилитационного центра по учебно-воспитательной работе.— Зачастую им просто нечего надеть, чтобы пойти в школу. В доме нет теплой одежды и еды.
10-летний Коля Зайцев в школу не ходил. Помогал матери на свалке. Два его брата находятся в детском доме. Он мечтает присоединиться к ним. В республиканском центре реабилитации, который существует десять лет, ребята находятся временно, пока органы опеки не решат их судьбу. Одних отправляют в коррекционную школу, других— в детские дома, третьих забирают родители и близкие. Пока дети живут в центре, они учатся. Тех, кто отстал от учебы ненамного, направляют в общеобразовательную школу. Для тех, кто осваивает лишь азы начального образования, организована так называемая «домашняя школа».
— Все занятия проходят на игровом, самом доступном уровне, — говорит Рита Федоровна.— Но даже в такой форме не всем удается овладеть элементарными навыками.
Коле Гончаруку 15 лет. В реабилитационный центр он попросился сам. «Учиться я хотел, но меня не брали, говорили, нет документов,— рассказывает Николай.— Сидел дома, помогал папе ремонтировать обувь. Сейчас я учусь в начальной школе, но не справляюсь. Программа тяжелая».
Жизнь в люке
В центре находятся дети не только из районов Бурятии. Здесь есть «транзитное отделение», куда поступают подростки, доставленные с вокзала и дорог линейным отделом внутренних дел.
Четырнадцатилетняя Лена Шелест попала в Улан-Удэ из Белоруссии. Добиралась в Якутию к своему отцу автостопом. Центр связался с матерью найденной девочки. Оказалось, что Лена убегает из дома с шести лет. Бродяжничать привыкла. В последний раз пустилась в бега из-за того, что украла крупную сумму денег. «Я домой хочу, к маме»,— говорит девочка, глядя печальными, уже взрослыми глазами.
Всего за этот год линейным отделом внутренних дел на ст. Улан-Удэ задержано около 5200 детей. Из них совершили преступления 37 процентов ребят, которые нигде не учатся. 54 процента этих подростков живут в неблагополучных семьях.
— В том, что дети не учатся, корень зла— в семьях,— уверена капитан милиции Наталья Железнякова, и.о. начальника ОДН ЛОВД.— Они предоставлены самим себе. Еще им надо найти еду для младших братишек и сестренок.
Недавно сотрудники милиции задержали 14-летнего Васю Романова, который грелся в локомотивном депо. Оказалось, что мальчика, мать которого лишили родительских прав, в прошлом году отправили в Каменский детский дом в Кабанском районе. 24 января 2005 года детдом передал Васю под опеку отцу, которому ребенок не был нужен. Подросток нашел свою мать и жил с ней год в канализационном люке.
В декабре прошлого года на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве РБ было озвучено, сколько детей в республике не учатся в школах. Данные Министерства образования и науки РБ и МВД значительно разнятся. Минобразования считает, что по республике насчитывается 24 несовершеннолетних, которые не учатся, а МВД— 109. В постановлении комиссии сказано, что школы и районные управления образования не заинтересованы показывать истинное положение.
—Мы ставим на учет детей, которые пропускают занятия без уважительных причин более недели,— пояснила Евгения Чимитова, зам. министра образования и науки РБ.— Данные же МВД и ЛОВД основываются на фактах задержания. Среди них— учащиеся, посещающие школу через день, то есть нерегулярно. Еженедельно, если исправляется ситуация, мы снимаем с учета несовершеннолетних, а в органах внутренних дел это число суммируется.
В те школы, где организовано горячее питание, ребята приходят в первую очередь чтобы поесть, а заодно и получить знания.
В Законе «Об образовании» прописано, что задача школы— только учить. Поэтому педагоги уже не контролируют ситуацию, как прежде, выпустили детей из рук, а другие их не подхватили…
Татьяна Анхонова.
Тел. 21-76-38,
e-mail: tanhonova@yandex.ru
Назад к списку