Эксперимент ради эскперимента? 7 февраля в Государственном русском драматическом театре имени Н.А.Бестужева стартует новый экспериментальный проект – читка пьесы на молодого зрителя.

06 февраля 2006
На импровизированной сцене в театральном кафе артисты театра представят зрителям один из образцов российской современной драматургии - пьесу Олега Богаева «Марьино поле». Основная и главная задача по задумке руководителя проекта, главного режиссера театра Евгения Зайда – выяснить есть ли интерес к подобной драматургии у зрителей, узнать отношение к такому прочтению истории страны у молодежи. Поэтому в качестве первых зрителей приглашены будущие филологи и историки БГУ, студенты ВСГАКИ. В любом театре, расположенном чуть западнее Урала, практика экспериментального знакомства зрителей с новой драматургией очень успешна. В Улан-Удэ подобными проектами знаменит Молодежный художественный театр. Был опыт и у русского драматического театра, когда в 1993 году режиссер Вячеслав Кокорин проводил эксперимент в рамках фестиваля «Восток - Запад: диалог культур». Выбранный драматургический материал для нынешнего эксперимента -неоднозначен. Три столетних старухи из глухой деревни Малые опята остались в деревне одни. Следуя коровой в упряжке они идут встречать мужей. На своем длинном и нелегком пути они встречают Левитана, Гитлера, Сталина….Бред, ли это, или больная реальность…? Режиссер-постановщик проекта Владимир Витин отвечает не на эти вопросы. У него задача поважнее – донести то, о чем на его взгляд, написана эта пьеса. По мнению Евгения Зайда, она, скорее о любви, о материнстве и родине. О тех Понтиях, которые сегодня нужно выводить на первый план. Драматург Олег Богаев – нестоличный житель. Эта географическая «мелочь» важна в данном случае как эстетическая деталь, ибо проясняет, почему Богаев пишет так, а не иначе. И эта «мелочь» на много лет вперед определила не столько, может быть, творческую манеру или стиль, или круг героев его пьес (или – возможных будущих прозаических сочинений), сколько – отношение автора к своим героям. Олег Богаев сочувствует бедам своих героев, печалится за них, и, кажется, даже плачет, стараясь скрыть свои скупые мужские слезы… Богаев любит убогих и сирых, всегда найдется у него, под крышей очередной его пьесы, теплое местечко для очередного Богом – забытого героя. Прежде, чем отправиться на полугодовую стажировку в Германию или переехать в Санкт-Петербург, Олег жил в Екатеринбурге. Там учился искусству сюжетосложения у Николая Коляды. На примере Богаева видно, что Коляда своих учеников не заставляет быть похожими на себя, писать «как Коляда». Во всяком случае, в самой известной на сегодня пьесе Богаева, в «Русской народной почте», нет той непролазной беспросветности, которая свойственна сочинениям Коляды. Но, как у Коляды, в богаевских пьесах – пространные литературные ремарки, позволяющие читать эти пьесы, как хорошую прозу. Богаеву повезло – в том смысле, что его пьесы оценили не только с точки зрения их литературных достоинств. Олег Богаев может быть назван одним из самых известных сегодня молодых российских драматургов. Его пьесу поставил один из лучших российских режиссеров Кама Гинкас, Ивана Савельевича Жукова сыграл один из лучших русских актеров Олег Табаков. Тяжело так начинать. Еще труднее – продолжать, имея за спиной шлейф такого дебюта в столице. Основные роли трех главных героинь – старух в пьесе будут играть опытные актрисы: народная артистка России Нина Туманова, заслуженная артистка России Лилия Архипова, артистка Светлана Копошко..

Назад к списку
Поиск: