Олимпиада равных по духу

03 марта 2006
Первые международные байкальские игры собрали у подножия Саян россиян, монголов и американцев «Многие игры, в том числе и олимпийские, в последнее время преследуют коммерческие выгоды, — сказал Нэдж Вайкофф, ученый из США, прибывший в Тункинский район в числе гостей, — а состязания на священной тункинской земле не знают границ и возвращают нас к изначальному духу игр, как в Древней Греции». Первые международные байкальские игры собрали у подножия золотых саянских гольцов людей из далеких уголков Бурятии, России, Америки. Разные по профессии, по укладу жизни, представители коренных народов одинаково азартно, с увлечением следили за ходом спортивных состязаний, слушали доклады на научно-практической конференции, с большим интересом расспрашивали хозяев о местных традициях и обычаях и часто восклицали: «А у нас так же!» Американке хотелось станцевать с шаманками Элизабет Свит была единственной представительницей племени абенаки на играх в Тунке, которые первоначально планировалось провести между коренными народами Сибири и Америки.
Госпожа Бетси — так она представилась — привлекала людей своим необычным для американки головным убором: серого цвета ушанкой армейского типа с прикрепленной октябрятской звездочкой. 26 лет назад она впервые побывала в России. Для сувениров купила много значков, в том числе и октябрятских. На игры прихватила один из старых запасов.
Элизабет — профессор экономики Нью-Йоркского университета, сейчас живет в Улан-Удэ, работает в БГУ по программе обмена преподавателями. Родилась в Нью-Йорке. Индейским языком она не владеет. Зато хорошо, помимо английского, говорит на испанском. Ходит на курсы разговорного русского языка. Первое слово, которое она выучила, — «бездельник». Вычитала его в словаре, и оно запомнилось своим звучанием. «Какая жалость — не посмотрела по СТС последние серии «Не родись красивой», — сетовала профессор экономики на то, что в Тункинском районе показывают лишь два канала, — я ведь практикуюсь русскому языку у Кати Пушкаревой (героини фильма)».
Часть потомков ее родного племени абенаки живет в резервации на северо-востоке США, остальные мелкими рассеянными группами в Канаде.
В Америке выгодно быть индейцем. Полагаются разные привилегии и льготы. Но надо доказать, что являешься индейцем, а это трудно сделать им, три века живущим в депрессивном статусе. Индейцы — люди гордые, они не считают возможным доказывать свое происхождение. В резервациях жить нелегко. В домах зачастую нет канализации и даже света. На федеральном уровне существует фонд поддержки индейцев, но он не совсем осведомлен о подлинной жизни индейцев и потому помощи от него мало.
Самый лучший подарок для индейцев — табак. Но это не норма, а только традиция. Язык и культуру сохранили абенаки, живущие в резервации. Большинство же коренных жителей «об-американились». Сейчас в США работает программа по изучению языка. Детям, индейцам по происхождению, усыновленным белыми американцами, раздаются бесплатно кассеты. Элизабет подметила общее между бурятами и индейцами. У тех и у других старинные украшения выполнены из серебра со вставками кораллов и бирюзы. «Местные женщины у вас тоже выполняют роль хранительниц очага, как и у нас, — говорит Элизабет Свит. — А еще буряты и мои соплеменники любят алкоголь». Отметила она и то, что кандидатов и докторов наук в Бурятии много, а вот ученых индейцев очень мало.
Самое сильное впечатление у нее от игр — это обряд поклонения духам Саянских гор. «У меня было огромное желание встать рядом с шаманками и танцевать», — рассказывает Бетси.

Самолет — хорошо, а олени лучше Тункинца Дамби Гомбоева, оказавшегося среди участников игр самым метким по закидыванию аркана, Дмитрий Хороля, президент ассоциации «Оленеводы мира», пригласил на первые международные игры оленеводов мира. Они пройдут в марте 2007 года в городе Надым Ямало-Ненецкого округа. «Самое главное не в том, как метнуть аркан, а как его сложить перед броском, — поделился опытом главный оленевод мира. — А таких приемов много. Идеальный аркан должен быть из тонкой оленьей шкуры или… бычьей». Последнюю ремарку президент оленеводов сделал потому, что ни одного оленя в Тункинской долине не увидел.
— Газ и нефть приходят и уходят, а олени остаются всегда, — не устает повторять Дмитрий Хороля, гость первых Игр коренных народов.
Потомственный оленевод из Ямало-Ненецкого округа поднимает проблемы этой отрасли на всемирных конгрессах. Одна из них — потеря пастбищ в результате интенсивного промышленного освоения края. Оленеводы в некоторых регионах мира сильно пострадали от этого и никогда не получат обратно утраченные территории.

В копилке у якутского силача — семь автомашин На игры Николай Дьяконов, чемпион многоборья по национальным видам спорта из Саха-Якутии, прибыл с определенной миссией. Он предложил оргкомитету включить в программу спортивных состязаний якутские национальные виды: это перенос камня (на фотографии, которую он показал, «камешек» напоминал глыбу. — Авт.), перетягивание ремня из оленьей шкуры, прыжки через нарты и другие.
Когда он показал мастер-класс по перетягиванию палки, в изумление пришли не только зрители, но и сильнейшие спортсмены Бурятии.
У себя в республике Николай Дьяконов, сельский милиционер, на республиканских и всероссийских соревнованиях по национальным видам спорта выиграл семь автомобилей. На родине он приобрел титул национального героя.
Секрет триумфа мастера спорта по масрестлингу (перетягивание палки) и бойца спецназа кроется в постоянных тренировках и сильной воле.
У симпатичного силача много юных поклонниц. Сам же Николай, лучезарно улыбаясь, говорит, что для него важнее всего — его семья.

Хабаровские аборигены страдают от нехватки рыбы Побывав на играх в Тунке, Галина Волкова, президент ассоциации коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края, по-хорошему позавидовала. «Вам повезло, у вас люди все талантливые: поют, танцуют и занимаются спортом, — поделилась она. — Такое впечатление, что проблем нет у вас. А вот у нас главная проблема — найти средства к существованию».
Потомки коренных жителей Хабаровского края вынуждены искать разные способы зарабатывания на жизнь. Их предки, а на Амуре проживают восемь этносов: ульчи и нанайцы, орочи и негидальцы, эвены и эвенки, удэгеи и нивхи, охотились и ловили рыбу. «Сегодня в национальных селах люди занимаются переработкой древесины, рыбы, а также производством кирпича и торговлей, т.е. нетрадиционными видами деятельности, — сообщила Галина Михайловна. — Общинам передано холодильных и морозильных установок, оборудования для переработки недревесных продуктов леса, пилорам, мини-пекарен, модулей космической связи на 31 миллион рублей».
Из-за загрязнения Амура стало невозможно использовать в пищу рыбу. Многих аборигенов такая ситуация не устраивает, поскольку рыба — их незаменимый продукт.

Татьяна Анхонова.

Назад к списку
Поиск: