Маленькие разборки в большом Хурале

09 марта 2006
Конфликт, произошедший на последней сессии Народного Хурала между законодателями и правительством, был ожидаемый К концу второго дня работы депутатов зал заседаний оказался переполнен. С балконов, опершись на перила, боясь пропустить каждую реплику, с любопытством наблюдали за происходящим журналисты, политологи, представители общественных организаций Поводом для разразившегося очередного скандала стал опубликованный в СМИ комментарий отдела информации правительства по поводу отказа Конституционного суда РФ рассмотреть запрос Народного Хурала о проверке конституционности Закона «О республиканских целевых программах». «…Остается горький осадок от напрасно упущенного времени для судебной тяжбы и от риторических вопросов: «Зачем огород городить? И зачем было депутатам уподобляться унизительной процедуре, подобно «унтер-офицерской вдове», отстегавшей саму себя?» — говорилось в нем.
Тон комментария, неуважительные, некорректные высказывания в их адрес возмутили депутатов. «Очевидно, позиция правительства такая, — отметил депутат Федор Трифонов. — Никто там в отделе информации правительства не выпрягался. Они просто выполнили волю вышестоящего руководства».
Атмосфера напряженности возникла уже в первый день сессии. Камнем преткновения послужил проект Закона «О прогнозировании, индикативном планировании и программах социально-экономического развития РБ», предложенный правительством РБ. Резолюция комитета по экономической политике НХ была положительной. Но выступление его председателя Вячеслава Ирильдеева шло вразрез с оценкой комитета. «Документ противоречит нормам федерального и республиканского законодательства», — заявил он. Последний аргумент повлиял на то, что большинством депутатов законопроект был отвергнут.
На следующий день последовала незамедлительная реакция со стороны президента Бурятии. Большую часть своего получасового доклада глава правительства посвятил жесткой критике работы руководителей комитета по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. «Комитетом занята такая позиция: ожидание законодательных инициатив, а самостоятельной работы не проводится, — отметил Леонид Потапов. — Отсутствие конструктивного диалога между президентом РБ и Народным Хуралом, а также амбиции отдельных членов комитета с подачи Ирильдеева и Скосырской не идут на пользу экономическому развитию республики».
Две фамилии — Вячеслава Ирильдеева и Анны Скосырской, его заместителя, — президент упоминал на протяжении всего доклада. Припомнил старые обиды, когда депутатами был отклонен закон о целевых программах. «Обе ветви власти у нас самостоятельны, но не до такой степени, чтобы не слушать друг друга и диктовать одной власти другой», — говорил Потапов.
В злополучном проекте закона о прогнозировании, который депутаты отвергли в первый день сессии, определены стратегия и прогноз социально-экономического развития Бурятии, а также механизм разработки принятия и контроля программы СЭР.
— Управлять — уметь предвидеть. Уметь предвидеть — значит эффективно управлять, — заявила Татьяна Думнова, министр экономического развития и внешних связей РБ, защищая законопроект, предложенный правительством РБ. Новый метод планирования уже опробовали в Саха-Якутии, Марий Эл, Татарстане, Амурской области и других регионах. Он оценен положительно. Но, как известно, аргументы министра не удовлетворили депутатский корпус.
От нападков в свой адрес Вячеслав Ирильдеев не отмолчался. Он согласился с тем, что каждое внесение изменений в бюджет превращается в «бардак» из-за несогласованности двух ветвей власти. «Подготовьте качественные законопроекты, чтобы они были согласованы, чтобы не было элементарного противоречия с федеральными законами, — сказал он. — Почему нас вынуждают принимать в первом чтении противоречивый документ?». Председатель комитета по экономической политике также отметил, что законы принимает Хурал, а не отдельные депутаты.
Годами длившаяся напряженность вылилась в нелицеприятный разговор. Стороны высказали все, что думают друг о друге. Но больше всего депутатов возмутило, что комментарий под определением Конституционного суда России сделан отделом правительства, а не первыми лицами. «Если наше мнение не совпадает с мнением правительства, это не значит, что нас должны объявлять какими-то изгоями, ущербными, — заявил депутат Михаил Семенов. — Смотрите, с каким удовольствием СМИ подхватывают внутренние склоки органов государственной власти».
Президент в конце своего доклада признал, что тон комментария был резким, а содержание обидным. «Не такие должны быть комментарии, — ответил депутатам Леонид Потапов. — Я думаю, что соглашусь с тем решением, которое вы примете».
Хотя президент РБ признал, что тон комментария отдела правительства был невыдержанным, но сделал замечание, что и специалисты Народного Хурала некомпетентны в некоторых вопросах. «Ведь у вас достаточно специалистов в аппарате, чтобы они депутатский корпус не подставляли, — сказал он. — А для иска в Конституционный суд адвокатов призвали, деньги заплатили. Что за практика такая пошла?»
Это заявление депутаты не оставили без внимания. Тут же припомнили, что исполнительная власть тоже прибегает к услугам адвокатов. «Для того чтобы вы­играть у «Бурятэнерго» 164 млн. рублей, наше правительство наняло адвокатскую контору и заплатило ей 33 миллиона и все суды проиграло».
Леонид Потапов подтвердил сей факт. «Я не скрываю от вас. Этим делом занимается прокуратура, она разберется», — ответил он коротко.
Противоречия, возникшие между Народным Хуралом и правительством, не исчезли. Напротив, эмоциональные обвинения лишь раздули искру непонимания. Каждый остался при своем мнении. Выльются ли они в крупномасштабный «пожар», а именно кризис политической ситуации, или останутся только публичными претензиями, осталось под вопросом.

Татьяна Анхонова.

Назад к списку
Поиск: