Из жизни покупающих/ С 1 марта правительство ограничило беспошлинный ввоз товаров в страну. Но торговцы не унывают, потому что убеждены: перемещение товаров через границу регулируется не законами, а связями

10 марта 2006
Восточное направление На границе России с Китаем в Читинской области ближе к 1 марта тучи ходили хмуро. Это тучи российских граждан, которые образовали огромную очередь в китайской зоне международного автомобильного пункта пропуска "Забайкальск". Пограничное управление ФСБ России по Республике Бурятия и Читинской области даже увеличило численность личного состава, обслуживающего легковой автотранспорт. Начальник таможни Виталий Кудинов настроен скептически: "Введение нового постановления, ограничивающего лимит ввоза товаров для частных лиц, вряд ли увеличит долю легально ввезенных грузов. От него в первую очередь пострадают не организаторы нелегальных поставок, а простые люди. Например, кто-то хочет купить для себя телевизор, который в Маньчжурии стоит в четыре раза дешевле, чем в Забайкальске. А теперь сделать это легально невозможно - хороший телевизор весит больше 35 килограммов. Сильно пострадают и "кэмелы" (так здесь называют челноков. - "Итоги"), они и вовсе останутся без единственной возможности заработать". ...В очереди на паспортный контроль сидела группа туристов из Иркутска. Нина, разодетая в Gucci и Dolce&Gabbana, рассказала, что недавно вышла замуж и решила съездить в Поднебесную прикупить предметов домашнего интерьера и "немного кофточек", которые сейчас и везет обратно в родной город. Ее слова вызвали у сопровождавшего нас таможенника улыбку - он слышит такие истории по несколько раз на дню. Позже он объяснил, что у всей иркутской тургруппы были совершенно одинаковые синие сумки с характерными пометками мелом. В каждой сумке у подруг было по пять кофточек, по три пары туфель и примерно по десять различных брюк. Формально придраться не к чему: барышни заявили, что все товары приобретены ими исключительно для личного пользования. На самом же деле, пройдя границу, они сдали все сумки поджидавшему их в километре от границы и хорошо известному таможенникам китайскому перекупщику по имени Вася. Через час мы увидели "невест из Иркутска" в автобусе, выезжающем обратно в Маньчжурию. - Туризм в нашем районе понятие весьма специфическое, - рассказывает директор забайкальской туристической фирмы Лариса К. - Мы больше похожи не на турбюро, а на менеджмент большого магазина под названием "Маньчжурия". Турфирмы только тем и занимаются, что организуют каналы поставки товаров через границу. В некоторых сибирских и дальневосточных областях челночный бизнес оказался единственным способом выжить. На фото: челноки-"кэмелы" на российско-китайской границе (Фото: АЛЕКСАНДР ЗАХАРОВ) Стандартная схема перемещения товара через границу такова: находящийся в Забайкальске китайский предприниматель заказывает у своего коллеги в Маньчжурии партию товара (в основном одежды и обуви). Тонну продукции распределяют по 50 килограммов в двадцать сумок и обращаются в одну из многочисленных забайкальских турфирм. Важно, чтобы товар был разносортным - это больше похоже на то, что человек провозит через границу вещи для личного пользования. Турагенты создают группу страждущих "полюбоваться красотами Китая", и караван "кэмелов" трогается в путь. Услуги "туриста" оцениваются в среднем в тысячу рублей, или ему предлагается бартер - дают провезти 5-10 килограммов товара для себя. Аренда автобуса обходится в 1500-2500 рублей, еще 10 тысяч уходит на "откаты" в таможню. В результате заработок турфирмы составляет до 20 тысяч рублей за рейс. Итого: перевозка груза весом в тонну обходится китайскому предпринимателю в 2 тысячи долларов. Официальное перемещение такой партии с легальной оплатой пошлины будет стоить примерно 5 тысяч, плюс оформление сертификатов качества, которые получить на китайский ширпотреб практически нереально - пошитое в Маньчжурии российской стандартизации почему-то не подлежит. Далее получатель товара в России продает его оптом в три раза дороже, чем в Маньчжурии. На рынках Читы и Иркутска цена возрастает еще на 150 процентов. В Москве - еще примерно на столько же. Несложно подсчитать, что больше всех в этой цепочке зарабатывают вовсе не челноки-"кэмелы", а жители Поднебесной. Оценить простоту пересечения границы корреспондент "Итогов" решил лично. Для одиноких пассажиров есть два способа попасть в "торговую Мекку". Можно за 200 рублей доехать на рейсовом автобусе или за те же деньги напроситься в любую машину, выезжающую на границу. Я выбрал автобус. Прямо в билетной кассе специально обученные люди помогают заполнить визовую анкету, а на границе для регулярного автобусного рейса предусмотрено ускоренное оформление визы. Российскую границу и таможню действительно проходим быстро - минут за пятнадцать. Еще через минуту оказываемся на китайской стороне. Оформление мифического приглашения занимает пять минут и стоит 400 рублей. Автобус въезжает по удивительно ровной дороге в город. Глядя на здания современной архитектуроы, магазины, отели и рестораны, трудно поверить, что еще десять лет назад здесь ничего этого не было. Еще труднее понять, что все это построено за счет товарооборота с Россией. В том же самом Забайкальске, например, до сих пор преобладают деревянные полуразрушенные дома, а в городе есть всего одна заасфальтированная улица. От предстоящих ограничительных мер торговцы в шоке. Китайский торговец по имени Ван Мэйчен решил закрыть один из своих павильонов в торговом комплексе - нет смысла держать так много торговых площадей в нынешней ситуации. "До последнего дня русских покупателей за большими покупками приходило около трех десятков, сегодня пришли только двое, завтра не будет и того", - заранее подсчитывает убытки китайский предприниматель. "Но ничего, что-нибудь придумаем, - не унывает он, - может, новый какой закон вступит в силу. Вот обещали, например, ввести новое правило - тонна товара, оцененная в тысячу долларов, будет облагаться фиксированной ставкой. А вот выгодно ли это окажется, пока не знаем". - Лично я в этой ситуации надеюсь на постоянных покупателей, - говорит Чжан Дао, владелец магазина меха и кожи. - Мой брат живет в Чите, он женился на русской, у него много друзей. Я ему товар каждую неделю через "кэмелов" присылаю. А что касается этого закона, то запомните: перемещение товаров регулируется не законами, а связями. В конце концов, наладим поставку товаров автомобильным или железнодорожным транспортом по системе карго. Выйдет подороже, но если потребуется, мы готовы нести дополнительные расходы. Не закрывать же бизнес... При участии Надежды Пескиной Стамбул - Маньчжурия - Москва ВРЕЗ: ЭКСПЕРТИЗА Кто заплатит за багаж? Вступившее 1 марта в силу правительственное постановление ограничивает беспошлинный ввоз багажа с 50 килограммов в неделю до 35 килограммов в месяц. Оно не должно затронуть интересы тех, кто едет на отдых или в командировку, поскольку в денежном выражении объем беспошлинной квоты соответствует примерно 2300 долларам (для сравнения: в США физлицо беспошлинно может ввезти товаров на 400 долларов, в Германию - на 120). Как пояснила "Итогам" директор департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Минэкономразвития Галина Баландина, эта мера призвана ужесточить борьбу с так называемым серым импортом. Существовавший до сего времени порядок, по сути, давал предпринимателям неофициальные льготы, поскольку, пользуясь туристическим каналом, они избегали таможенных и налоговых платежей. Ведь для того чтобы оформить коммерческий груз, необходимо заплатить логистической компании за его растаможку (4 доллара в среднем за килограмм), уплатить таможенную пошлину (до 10 процентов в зависимости от вида груза), да еще и НДС (18 процентов). В то время как штат челноков, совершающих регулярные шоп-рейсы в качестве частных лиц, обеспечивал торговым фирмам немалые обороты. Как говорят в Минэкономразвития, по экспертным оценкам объемы ввозимого таким способом ширпотреба составляют от 60 до 80 тысяч тонн в год. В результате казна теряла от неуплаты пошлин более 300 миллионов долларов, но главная проблема, по мнению сторонников новых правил, даже не в этом. Они считают, что именно "серый" импорт привел к тому, что отечественная текстильная и легкая промышленность оказалась на грани полного исчезновения. Действительно, неуплата челноками акцизов и НДС фактически субсидирует импорт. Все эти доводы выглядят разумно. Однако вопрос состоит в том, помогут ли принятые меры отечественным предприятиям. У российских производителей есть другие, не менее веские причины проигрывать конкурентам - качество их товаров далеко от совершенства, а производительность труда ниже, чем у тех же китайцев. Возможно, часть привозных товаров исчезнет с вещевых рынков, но как скоро их место займут российские? Пока с уверенностью можно прогнозировать лишь то, что расплачиваться за легализацию импорта придется потребителям. Уже в ближайшие месяцы ожидается максимум 30-процентный рост цен, причем не только на вещевых рынках, но и в крупных сетевых магазинах. Эксперты рынка отмечают, что челноки, имевшие возможность торговать по относительно низким ценам, влияли и на политику крупных торговых фирм. Теперь же этого ограничителя не будет, что признают и в Минэкономразвития. Правда, Галина Баландина утверждает, что это явление будет временным, но много ли можно вспомнить случаев обратного движения цен? Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и то, что тысячи мелких предпринимателей и их наемных работников вынуждены будут искать себе другие заработки. Константин Угодников

Назад к списку
Поиск: