КТО ПЕРВЫЙ НУКЕР ЧИНГИСХАНА?
АВТОРСТВО ПЕРВОГО БУРЯТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА ПОД ВОПРОСОМ
Тени «Черных всадников»
И Тэмуджин, и Боорчу, и другие герои фильма «Первый нукер Чингисхана» одеты в костюмы с чужого плеча - они достались актерам по наследству от одиозного кинопроекта «Черные всадники», закончившегося полным конфузом. Похоже, «Черные всадники» хотят наложить на опередивший их проект свою черную руку и взять свое. Если «Всадники» спешились из-за банального воровства, то в 2006 году «Первый нукер» может лишиться средства продвижения на кинорынок из-за обвинений в воровстве интеллектуальном.
Второй месяц прокуратура РБ исследует кино- и текстовые материалы по двум обращениям юридического и физических лиц, которые в той или иной мере заявляют об ущемлении их авторских прав киностудией «Урга» при создании первого бурятского художественного фильма. Согласно закону об авторском и смежных правах, предусмотрена и уголовная ответственность в случае крупного хищения интеллектуальной собственности. Следователи прокуратуры Железнодорожного района заняты не совсем привычным для надзорного органа видом дознания: делают пометки на полях страниц исторической хроники «Сокровенное сказание», романа «Жестокий век» И.Калашникова, вариантов киносценариев, рассказа «Первый нукер Чингисхана» Гатапова, уставов киностудии «Урга» и арт-студии «Хунну-фильм», их деловой переписки, опрашивают круг лиц, причастных к кинопроизводству. Стоит вопрос о проведении историко-искусствоведческой экспертизы. Следователь прокуратуры, которому поручено изучение вопроса о возбуждении дела, воздержался от комментариев, лишь осторожно заметив, что заявления находятся в производстве. Однако подкованному кинозрителю и без того ясно, что новый толчок делу может дать заявление вдовы классика Е.В.Калашниковой, поданное на прошлой неделе на имя прокурора РБ (цитируем): «По факту нарушения киностудией «Урга» моих прав как правообладательницы авторских прав на роман Исая Калашникова «Жестокий век».
«Ты как здесь?»
Упоминание об отбитом у лисицы птенце, о том, кто из него вырастет - храбрый кречет или пугливый селезень, - дано в четвертой главе первой книги романа «Жестокий век» в разговоре между юношей Тэмуджином и шаманом Теб-Тэнгри, как намек о будущем «птенца» - Чингисхана. В «Сокровенном сказании», которое взял за основу Исай Калашников, вся сцена у юрты отца «первого нукера» Боорчу - Наху-Баяна - укладывается в небольшой абзац. Нет в исторической хронике ни пространных красноречивых диалогов, ни «птичьей» темы, ни третьего лица - шамана. Писатель неслучайно посвятил эпизоду четыре страницы, ввел Теб-Тэнгри, заново переосмыслил заурядную встречу степняков, сделав ее краеугольной для дальнейшего повествования. Именно за трапезой возникает между стариком и шаманом разговор о междуусобицах, здесь Тэмуджину впервые приходит мысль о единении племен. Именно в этом проявилось мастерство романиста, и именно эта встреча, чуть ли не буквально начиная с вопроса Тэмуджина «Ты как здесь?», обращенного к шаману, и заканчивая напутствием Наху-Баяна, целиком вошла в фильм. Сцена стала для ленты сюжетообразующей и идейной.
Встреча Тэмуджина, Боорчу и шамана Теб-Тэнгри является художественным домыслом Калашникова и интеллектуальной собственностью его правопреемников.
Между тем ссылки на роман в фильме отсутствуют.
Зато формулировка «по мотивам романа И.Калашникова» появилась в последнее время, спустя два месяца после премьеры картины, в так называемом «соглашении», которое подбросили Екатерине Калашниковой через соседей. Ее «сторона 1» в лице директора ООО «Киностудия «Урга» Соколова обязуется внести в титры после того, как «сторона 2» в лице Екатерины Калашниковой поставит свою подпись. Подписи же Соколова в бумаге нет. Отсутствуют также адрес и реквизиты киностудии. Сама «сторона 1» почему-то явиться живьем пред «стороной 2» не пожелала. Игра в прятки продолжается. До подачи заявления в прокуратуру Екатерина Викторовна Калашникова тщетно пыталась выйти на кинопроизводителей, сообщала по их рабочим местам номер своего телефона, но те явно ее избегали. Видимо, не зря - ни слова в «соглашении» о финансовой стороне вопроса. Лишь о «популяризации романа «Жестокий век». Мол, будьте и на том благодарны. Екатерина Викторовна не скрывает своего возмущения: бумага рассчитана на безграмотную старуху. «Популяризировать» же творение Исая Калашникова нет особой надобности, его знает весь мир, а, тем более, в симпатичной, но любительской киноленте.
Ясно, что ссылка на роман «задним числом» уже ничего не даст - после интенсивного проката фильма в Улан-Удэ, районах Бурятии, национальных округах, продажи картины в видеоформате. Кстати, конфискации всех видеоносителей, съемочного и прочего оборудования, взыскания с киностудии «Урга» полученного дохода и упущенной выгоды намерен требовать директор арт-студии «Хунну-фильм» Есугей Сындуев. Похоже, его слова о будущей встрече в суде, нарушившие плавное премьерное обсуждение в кинотеатре «Сагаан Морин» в декабре, не были пустыми. Первое требование Е.Сындуева - восстановление его имени как автора киносценария «Первый нукер Чингисхана».
В своем заявлении в прокуратуру, поданном ранее заявлении Екатериной Калашниковой в феврале с.г. Сындуев обосновывает свои претензии. Еще в начале 2005 года он написал киносценарий «Первый нукер Чингисхана», заключив от имени арт-студии «Хунну-фильм» с автором одноименного рассказа договор о передаче ему исключительных прав. Затем руководимая Сындуевым студия изыскала и доставила необходимое съемочное оборудование, разработала режиссерский сценарий, провела кастинги и утверждение актеров на роли, другие организационно-творческие работы. В отсутствие Сындуева первоначальный сценарий был переработан Жалцановым и Жамбаловым, которые позднее стали именоваться на презентациях и в титрах фильма авторами сценария и режиссерами киноленты. Тем не менее название, основная фабула и идея во втором варианте сценария сохранены. Как и ссылка в фильме на рассказ Гатапова «Первый нукер Чингисхана». Как заявляет директор «Хунну-фильм», после заключения договора о передаче арт-студии исключительных авторских прав на названный рассказ ст. 30 закона «разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам». Узнав о заявлении в прокуратуру Екатерины Калашниковой, Сындуев намерен отстаивать свои позиции в гражданском суде вместе с правопреемницей авторских прав на роман «Жестокий век».
Примечательно, что директор «Хунну-фильм» в числе проведенных досъемочных работ называет изъятие костюмов и реквизита проекта «Черные всадники» со складов ГУП «Буряткино», директор которого когда-то прославилась «нецелевым использованием» поступивших из Москвы средств на кинокартину, похоронив мечту о первом бурятском художественном фильме. Но и тут забытая было «кинолента» раскручивается ковровой судебной дорожкой. По нашим сведениям, федеральное агентство по культуре и кинематографии (ФАКК) намерено подавать иск в арбитражный суд на «Буряткино». Как здесь не вспомнить, что «Черные всадники» появились на горизонте культуры РБ сразу после театрального «Чингисхана».
Множатся ряды современных «нукеров» потрясателя Вселенной и каждый хочет стать первым, погреться в лучах его тысячелетней славы, плодятся подделки на столь выигрышную, казалось, тему. Но словно проклятье веков висит над мелкой суетой рынка. Символично, что сюжет «Первого нукера...» строится вокруг угона чужой собственности. А воровства Чингисхан с юных лет очень не любил.
Сергей ИСАЕВ.
Назад к списку