Страшные события, с которыми нужно уметь бороться…
В подмосковном поселке «Горки-2» подросток, вооруженный ножом, совершил нападение в школе.
Федеральный центр «Профилактика» подготовил алгоритмы, которые помогут спасти жизнь при вооруженном нападении. Расскажите об этих правилах своим детям, чтобы в случае опасности они знали, как не поддаться панике и сделать все возможное для спасения себя и окружающих.
Руководитель Федерального центра «Профилактика» Ирина Бобровская отметила:
«Нападение на образовательную организацию — один из самых сложных видов девиантного поведения, так как сочетает признаки агрессивного и аутоагрессивного (суицидального) характера.
Имеет относительно скрытый подготовительный период: может выражаться в изменении поведения, высказывании агрессивных мыслей, повышенном интересе к запрещенным субкультурам и идеологиям. В момент нападения подросток крайне демонстративен, ход развития событий представляется как игровой сюжет, выбор жертв зависит от предварительного умысла.
Причины такого поведения могут быть различны — от индивидуально-психологических до особенностей социального окружения».
Александра Родионова, заместитель директора Института изучения детства, семьи и воспитания, клинический психолог, отметила, что деструктивное поведение детей проявляется не резко и существует ряд особых критериев, которые помогут выявить изменения в поведении детей и предотвратить опасные ситуации:
«Вовлечение детей и подростков в деструктивные и противоправные группы — это не просто социальная угроза, а трагедия, которая начинается задолго до первого правонарушения. Чаще всего за этим стоит отсутствие внимания, поддержки, жизненных ориентиров и ощущения принадлежности к здоровому сообществу. Поэтому профилактика должна начинаться с создания условий, в которых ребенок чувствует свою значимость: через спорт, творчество, волонтерство.
Важно помнить: вовлечение ребенка в деструктивные группы часто начинается незаметно, через изменения в поведении, круге общения или интересах. К тревожным признакам относятся: резкая смена социального окружения, уход в закрытые онлайн-сообщества с агрессивной или радикальной идеологией, проявления враждебности к представителям власти, учителям или одноклассникам, отказ от прежних увлечений, повышенная скрытность, использование специфической символики, сленга или пропагандистских материалов. Задача взрослых, в т. ч. педагогов, — не только замечать тревожные сигналы, но и активно вовлекать подростков в конструктивную деятельность».
Совместно с «Центром изучения сетевого мониторинга молодежной среды» АНО ЦИСМ мы подготовили чек-лист «Когда интерес к субкультуре становится риском», который поможет своевременно определить проблему и выстроить профилактическую работу.
На сайте вы также можете ознакомиться с исследованием молодежных субкультур. Исследование доступно по ссылке: clck.ru/3Qs2ak
Чек-лист можно скачать по ссылке: clck.ru/3Qs2do