«Звуки инструментов Евразии»

17 марта 2006
Под таким названием с 28 марта по 2 апреля в г.Улан-Удэ пройдет международный фестиваль исполнительства на национальных инструментах. За 65 лет в академическом исполнительстве на бурятских инструментах произошли значительные изменения, а именно: была проведена реконструкция инструментария, в основе которой лежала их унификация и темперация строя, кроме того, в республике и бурятских автономных округах успешно действуют профессиональные, учебные и любительские коллективы исполнителей на национальных инструментах, а композиторами создан разнообразный и довольно обширный репертуар для сольного и коллективного исполнительства. В республике накоплен определённый педагогический опыт, который постепенно становится достоянием общественности благодаря изданию монографий, учебных пособий, репертуарных сборников для бурятских инструментов. С удовлетворением констатируя явные достижения в данном жанре искусства, хотелось бы обратить внимание на одну проблему. За прошедшие десятилетия мы не знаем ни одного случая проведения полнометражного (в 2-х отделениях) концерта исполнителя на бурятском инструменте, в штате Бурятской государственной филармонии не было и нет ни одного артиста-народника, который представлял бы сольную традицию игры. Отправной точкой отсчёта истории исполнительства на любом академическом инструменте является именно факт проведения сольного концерта на данном инструменте. Общеизвестно и стимулирующее влияние сольного исполнительства на общий уровень бытования данного инструмента. Достижения солистов-виртуозов со временем становятся нормой в учебном и коллективном музицировании. Именно исполнительское мастерство солистов-виртуозов вдохновляет композиторов на написание оригинальных сочинений для данного инструмента, которые в свою очередь, способствуют признанию того или иного инструмента, в статусе академического. Учитывая все эти аспекты, для привлечения общественного внимания к данной проблеме, стимулирования процесса развития сольного исполнительства на бурятских инструментах и координации работы различных учреждений в этом направлении, создан мною проект «Звуки инструментов Евразии». В рамках данной инициативы планируется познакомить наших слушателей с лучшими исполнителями на бурятских народных инструментах, дать возможность ближе узнать солистов-исполнителей на народных инструментах Сибири (из Саха-Якутии, Тувы, Хакасии), Калмыкии, Поволжья, а также зарубежных стран Азии (Монголии, Китая, Кореи, Японии, Индии). Исполнительство на бурятских народных инструментах письменной традиции находится на начальном этапе своего развития. Уверен, что объединение усилий всех заинтересованных деятелей и учреждений искусства в развитии данного жанра может интенсифицировать этот процесс. А это, в свою очередь, позволит более совершенно представлять академическое исполнительство на бурятских инструментах как в самой республике, так и за её пределами. В рамках подготовки к проведению этого мероприятия было организовано Сибирское турне фестиваля. С 9 по 12 февраля творческая группа Бурятии побывала в Читинской области и Агинском Бурятском автономном округе, где выступили в Концертном зале филармонии г.Чита и во Дворце культуры п.Агинское. Кроме того, состоялись съемки на студиях местного телевидения. Недавно творческая группа вернулась с очередного турне, которое проходило с 15 по 26 февраля в Иркутской области, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, Хакасии, Тыве. Виктор КИТОВ, профессор Восточно-Сибирской академии культуры и искусств, автор проекта

Назад к списку
Поиск: