КРЫША

26 марта 2006
Преступные группировки республики усилили контроль за сельскими маршрутами Государственный транспорт приказал долго жить, а мы и не жалеем. Ныне спрос превыше всего, а возможность без проблем домчаться в любую точку республики сродни нежданному счастью. Впрочем, весьма опасному. Жители Джидинского района, например, собираясь в дальнюю дорогу, предпочитают не радоваться, а помолиться. Они хорошо знают, что такое дорожный рэкет. С тех пор, как бригадир маршрута № 420 «Улан-Удэ - Петропавловка - Желтура» отказался платить дань местному криминалу, на джидинских извозчиков посыпались напасти. Не помогли ни обращения в правоохранительные органы, ни статьи в районную газету, ни грамотно организованное сопротивление. На глазах у всех джидинские маршрутки громят, водителей бьют, самих пассажиров, как кроликов, перетаскивают из одной машины в другую. Пока водители маршрута № 420 рэкетирам не заплатили ни копейки, но это только пока. Маршрутная мафия - Наш 420-й маршрут «Улан-Удэ - Петропавловка» старейший в республике, открыт в 1994 году, - рассказывает бригадир маршрута Николай Шишмарев. - Официально зарегистрирован, включен в реестр, стоит на налоговом учете. Родная администрация Джидинского района доверяет нам перевозку льготных пассажиров, пассажирских групп, отправляющихся на санаторно-курортное лечение. Коллектив стабильный, опытный, на маршруте постоянно работает 7 машин. Соблюдаем все нормы, в том числе тариф на перевозку в междугородном пассажирском транспорте, установленный службой по тарифам. Угрозы в адрес водителей начались около года назад. Как это происходит? Ставишь машину на погрузку, появляются молодые спортивного вида ребята. Выходцы из джидинской долины, все мы их знаем. Подходят, разговаривают и открыто предлагают платить по 500 рублей с рейса. Крышу обеспечивать. В случае отказа -угрозы. Сначала мне прокололи колесо. Потом еще одно. Выдергивали ключи из салона, вытаскивали «линзу» с указанием маршрута. Однажды пригласили меня к себе в машину и давай пугать. «Дед, решай: или выкупаешь маршрут, или тебе больше не ездить. Не хочешь по 500, давай по 300 рублей». Платить я отказался. Дальше начались реальные угрозы. Вот только последние факты. 23 февраля на вокзале в Петропавловке я остановился, чтобы набрать людей до Желтуры. Ко мне подходит местный авторитет Боря, а за ним целая банда и начинают требовать деньги. Я доехал до отделения милиции, привез опергруппу, она их задержала... 25 февраля на остановке «Центральный рынок» три подростка хотели обкидать камнями машину с нашего маршрута, но по ошибке побили микрик с маршрута №413 «Улан-Удэ - Гусиноозерск». Из троих мы поймали только одного. Провели собственное расследование. Мальчик признался, что зовут его Дима, учится он в лицее №13 в группе 32 по специальности «механик». Его за 200 рублей нанял знакомый, который попросил закидать мою маршрутку камнями. В нашем же присутствии этот знакомый позвонил на сотовый Димы и спросил: ну что, ты убежал? Будущего механика мы сдали в милицию. А 1 марта, когда мой сын, тоже работающий на маршруте, сделал остановку в Петропавловке, к его машине подъехал водитель Сергей Гомбоев (маршрут № 402) и предложил пассажирам добираться до Улан-Удэ на его машине. Некоторых пробовал даже за руки вытаскивать, но ничего не вышло. На ночь сын поставил машину в частном дворе по ул. Трубачеева, кто-то камнями выбил в микрике заднее стекло, помял бок. Написали заявление в Октябрьскую прокуратуру, но стало только хуже. «Контролеры», как мы их называем, додумались до того, что стали бить микрики с пассажирами прямо на дороге. Камни летят в тот момент, когда машина поднимается на мост через Степную протоку. Машина идет на медленной скорости, хулиганы появляются неожиданно из-под моста, остановить микрик ты не можешь, догнать их тоже. 4 марта так помяли крышу в машине Анатолия Кима. 9 марта при подъеме на мост разбили лобовое стекло и стекло с правой стороны, 10 марта таким же образом разбили стекло на дверце. Салон, кстати, был полный, это чудо, что камень не пробил стекло и никого не ранил. Когда все это происходило, в салоне сидела жена главы Джидинской администрации. Не раз и жена районного прокурора становилась очевидцем подобных разборок. А что в итоге? Практически все, кто работает на междугородных пассажирских перевозках в Бурятии, платят дань криминальным группировкам. Это сотни машин, каждая из которых отстегивает неизвестно кому по 500 рублей с рейса. Например, маршрутные такси, которые доставляют пассажиров в Джидинский район, платят 1000 рублей 25-го числа каждого месяца. Плюс по 50 рублей с каждого рейса. Вот и считайте. Татьяна Никитина. СПРАВКА МК Сегодня междугородные пассажирские перевозки в Бурятии реализовывают 79 перевозчиков по 166 маршрутам. Только десятая часть из них осуществляется водителями ПАП-2, предприятием, бывшим монополистом на этом рынке. Все остальные маршруты работают как частные предприятия. Согласно рекомендациям республиканской службы по тарифам, тариф для подобных перевозок рассчитывается из затрат 70 копеек на один пассажиро-километр. К примеру, от Улан-Удэ до Петропавловки расстояние 240 километров. Умножив на 70 копеек, получим 168 рублей с человека. Если пассажир платит больше, остается догадываться, кому он платит. С 1 июля 2006 года службой по тарифам РБ принято решение увеличить тариф до 79 копеек.

Назад к списку
Поиск: