Выступление Президента ОПОРЫ РОССИИ Сергея Борисова на встрече Владимира Путина с деловым сообществом России, 29.03
• Масштаб национальных проектов по уровню сопоставим с национальной идеей. А значит, их реализация требует общенародного обсуждения и вовлечения широких слоев предпринимательства.
• Малый бизнес готов к этой работе, ведь проекты естественным образом изменят некоторые рынки, повысят платежеспособный спрос. Но этого мало. Требуется корректировка модели управления проектами и взаимодействие власти и бизнеса.
• Что происходит сейчас? Хочу дать несколько фрагментов
• Малый бизнес в национальных проектах
• Проект «Здравоохранение». Малое предпринимательство в соответствующей рабочей группе Совета не представлено.
• Вместе с тем существует немало российских малых компаний, в первую очередь инновационных, производящих конкурентоспособную продукцию и услуги.
• Один пример. Российская малая компания, организованная и состоящая из инвалидов на колясках, производит эти самые инвалидные коляски, которые идут, в том числе, на экспорт. Но она не сумела принять участие в тендере на поставку продукции для госучреждений. Непроходными оказались требования по размеру лота и обороту. Победила же структура, поставляющая аналогичную продукцию из Китая. Хотя слово «аналог» в данном случае, по отзывам специалистов, – неуместно.
• В проекте «Доступное жилье» важнейшая тема - реформа ЖКХ. И именно малый и средний бизнес способен обеспечить эффективную конкуренцию и качество. Примеров тому немало. А инновационный бизнес готов предложить решения в области, так называемой, малой энергетики. Здесь мы имеем возможность продвинуться вперед.
• К обсуждению проекта «Образование» малый бизнес привлекается слабо.
• А ведь он заинтересован в проекте, более чем кто-либо другой. Крупный бизнес может купить или переподготовить любого специалиста, а малый - «довольствуется» тем, что предлагает существующая система подготовки кадров.
• Наши отраслевые союзы и ассоциации уже имеют опыт формирования системы стандартов профессиональной подготовки, например, в сфере ресторанного бизнеса.
• Очень важное направление – специальное образование и повышение квалификации инновационного предпринимательства - не нашло своего отражения в этом национальном проекте.
• Сложные вопросы правовой защиты и охраны интеллектуальной собственности, венчурного инвестирования и многие другие требуют специальных знаний от бизнеса и внимания профильного Министерства и его агентств. Вместо этого Федеральное агентство по инновациям следует «лучшим» (в кавычках) традициям «надменной чиновничьей касты». Как еще объяснить полное игнорирование наших предложений о диалоге? А на последнее совещание в Агентстве нас просто не пустили.
• Между тем инновационные предложения есть. Одна из компаний-членов ОПОРЫ предлагает для образовательных целей использовать технологии интерактивного телевидения. Этот проект не имеет мировых прецедентов. Но прорывная технология никак не может привлечь к себе внимание государства.
• Есть и малые российские предприятия, производящие уникальную образовательную технику. Закупаемые китайские реостаты дешевле, но они одноразовые. В том же Китае для школ покупаются барометры, но без анероидных коробочек. Визуально они выглядят, как обычные, но из погодных условий показывают только «Ясно».
Резюме
• Мы не хотим, чтобы национальные проекты превратились в пункты раздачи социальной помощи. Мы хотим, чтобы они придали импульс развитию отраслей нашей экономики.
Опыт взаимодействия
• Национальные проекты вновь возвращают нас к теме диалога бизнеса и власти, но теперь мы вкладываем в это понятие иной смысл.
• Если раньше речь шла о взаимных претензиях и способах их урегулирования, то сегодня мы оцениваем реальные инструменты и механизмы практического сотрудничества.
• Активисты ОПОРЫ РОССИИ составили свой рейтинг эффективности диалога бизнеса и власти. (Я хотел бы передать Вам, Владимир Владимирович, результаты наших наблюдений).
• Диалог успешно налажен с Правительством, и созданным при нем Советом по конкурентоспособности и предпринимательству, правительственной Комиссией по административной реформе, с Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службой, Минрегионом. Нам известны позитивные примеры такого взаимодействия в ряде регионов и в федеральных округах.
• Есть положительные тенденции и в силовом блоке. Генпрокуратура всерьез занялась защитой прав малых и средних предпринимателей, не только выпустив специальный приказ, но и отработав механизм взаимодействия с бизнес-объединениями. А вот МВД упорно старается сохранить избыточные полномочия, например, на потребительском рынке (фактически охраняя свое право «шастать по ларькам»).
• В свою очередь Минпромэнерго не участвует в разработке темы создания промышленных парков
Коррупция
• Еще один важный момент. Национальные проекты – это огромные финансовые потоки. Их реализация неизбежно столкнется с коррупцией. Нет иной возможности противостоять этому явлению, кроме публичности. Есть опыт, на который можно опереться. Я говорю об опыте публичной работы конкурсной комиссии МЭРТ, которая выделяет деньги на региональные проекты. Организована система общественного мониторинга за реализацией проектов в субъектах РФ. Региональные отделения ОПОРЫ РОССИИ представляют свои независимые заключения на отчеты региональных властей о ходе реализации конкурсных проектов.
Предложения
• Национальные проекты могут стать полигоном для обкатки абсолютно прозрачной системы лоббирования бизнес-сообществом своих интересов.
• Первым шагом может стать включение бизнес-союзов в консультативно-совещательные органы по нацпроектам всех уровней.
• Необходимо создавать паритетные переговорные площадки по национальным проектам и в регионах.
• Мы знаем о поручении, данном Вами, Владимир Владимирович, Правительству по малому бизнесу. Рассмотрение комплекса вопросов политики по развитию МСП будет полезно и своевременно. Но не окажет должного эффекта в условиях, когда нет механизмов вовлечения в эту работу отраслевых министерств, когда нет координации их действий.
• Мы предлагаем образовать Правительственную или Президентскую комиссию по вопросам развития малого предпринимательства в Российской Федерации, которая будет постоянно действующей координирующей структурой. И образовать ее необходимо на паритетной основе с участием представителей ведущих предпринимательских объединений страны. Комиссия сможет вырабатывать стратегию и формировать целостную политику по развитию МСП, координировать усилия министерств, ведомств, регионов, готовить ежегодный доклад о состоянии российского малого бизнеса. Кстати, создание подобной комиссии дало очень хороший эффект в Южной Корее.
• Еще одна тема, о которой я не могу умолчать, - предприниматели этого не поймут.
• Сейчас в регионах активно идет процесс приватизации непрофильного муниципального имущества, который должен завершиться до 1 января 2009 года. Малые предприятия, не обладая достаточным капиталом, не имея льгот, проигрывают приватизационные аукционы, не выдерживая конкуренции с крупными предприятиями и перекупщиками.
• Есть разные подходы к решению проблемы.
• Первый – дать малым предприятиям – добросовестным арендаторам приоритетное право выкупа без аукциона. Конечно, арендаторы – «за». Но эксперты опасаются злоупотреблений.
• Второй путь – дать возможность муниципалитетам не продавать часть имущества, а оставить его для целевого развития малого предпринимательства, с соответствующими ограничениями по перепрофилированию и пр. Сейчас, когда развитие малого предпринимательства отнесено к вопросам местного значения, этот путь может быть интересным и для экономики МСУ и для предпринимателей – мелких арендаторов.
• В общем, пока эксперты Правительства и Госдумы спорят, малые предприниматели теряют бизнес.
• Мы обращаемся к Вам с просьбой дать поручение решить этот вопрос, как можно быстрее в законодательном порядке.
• И последнее. Вы, Владимир Владимирович, на нашей прошлой встрече рекомендовали российским предпринимательским объединениям налаживать контакты с ЕС, создавать свои представительства при международных структурах. В рамках нашего Координационного совета мы установили контакты с Ассоциацией европейских бизнес-союзов UNICE. А наша организация (в рамках собственной международной программы) активно сотрудничает с предпринимательскими союзами Франции и Великобритании.
• Я только что вернулся из Манчестера, где принимал участие в съезде Федерации малого бизнеса Великобритании. Узнав о предстоящей встрече, наши британские коллеги просили передать Вам небольшой сувенир – значок Федерации.
Назад к списку