КОНСЕРВА ДЛЯ РЕЛИКВИИ

09 апреля 2006
Уникальные музейные экспонаты Бурятии некому защитить от разрушения К чему прикоснется время, то будет уничтожено. Сначала рассыплется в прах бумага, потом ткань и дерево. Железо источит ржа, драгоценности превратятся в пыль. Люди, которые умеют останавливать время, называются реставраторами. Только они знают, как сделать так, чтобы доставшиеся нам сокровища древних остались жить. Есть реставраторы по ткани, иконам, металлу, мебели и храмам. Когда-то все это было и в Бурятии, теперь нет. 10 лет назад на Верхней Березовке были закрыты уникальные специализированные научно-производственные мастерские. Мастерские были созданы при министерстве культуры РБ для реставрации движимых и недвижимых памятников культуры - церквей, храмов, дацанов, предметов старины. Специалисты разных регионов России, в том числе и Бурятии, принимали участие в реставрации Тамчинского дацана. К 100-летию Кяхтинского музея были полностью отреставрированы предметы, находящиеся в экспозиции музея. Силами мастерской проведены работы в Этнографическом музее. Отреставрированы буддийские скульптуры, хранящиеся в музее истории Бурятии. Бурятские специалисты по реставрации металла были тогда единственными за Уралом. Сюда везли вещи с музеев Тувы, Якутии, Красноярска, Иркутска, Дальнего Востока. С началом экономической неразберихи мастерские оказалось проще закрыть. Целенаправленные деньги на реставрацию памятников выделять перестали. Здания министерство отдало в частные руки. Специалисты разъехались. Сегодня в Бурятии остался единственный реставратор по металлу высшей категории Михаил Воробьев. Назвать ту каморку в БНЦ, где он сейчас работает, настоящими мастерскими нельзя. И тем не менее за последнюю пятилетку здесь были спасены 280 археологических памятников. Отреставрирована гуннская коллекция раннего бронзового века, побывавшая в прошлом году на знаменитой выставке в Бельгии. - Процесс разрушения неумолим, - рассказывает Михаил Леонидович. - Чтобы его остановить или хотя бы замедлить, мы предметы очищаем от продуктов коррозии и консервируем. Всех интересует, сколько изделие можно так хранить. При соблюдении необходимых условий консервационное покрытие дает металлу гарантию до 50 лет. Есть вещи, которые по нашим понятиям уже утрачены. Там нет металлического ядра, осталась только форма из ржавчины. Коррозия. Проверяется просто - подносится магнит, если магнит не действует, значит, металлического ядра в изделии нет. В этом случае мы работаем с остатками коррозии, переводим их в пассивное состояние, чтобы была сохранена хотя бы форма, видимость. Сейчас нам на реставрацию поступили вещи 93 Восточно-Сибирской стрелковой дивизии, найденные под Подольском в местах сражений 1941 года. Как только они были подняты из земли, соприкоснулись с воздухом, начался активный процесс их разрушения. На сегодня некоторые из предметов потеряли до половины своего металла. В наших музеях хранится огромное количество археологических экспонатов, которых никогда не касалась рука реставратора. Есть редкие экспонаты, состояние которых плачевно, есть утраченные вещи, продолжающие разрушаться. Масштабы всего этого никто выяснить пока не пытался. А если бы попытался, нашел массу интересного. Весьма показательна в этом плане история, произошедшая несколько лет назад со знаменитой буддистской святыней - статуей Зан Дан Жуу. Эта сандаловая статуя наряду с Атласом тибетской медицины и драгоценным телом хамбо-ламы Итыгэлова признана буддистской святыней России, является памятником федерального значения. По преданию мастер 2,5 тысячи лет назад сделал ее из цельного сандалового дерева с образа самого Будды, смотря на отражение Бога в реке. Святыня Зан Дан Жуу была привезена в Бурятию из Китая. Сначала реликвия хранилась в Одигитриевом соборе, затем была передана буддистам в Эгитуйский дацан. В дацане статуя находилась в неотапливаемом помещении, с повышенной влажностью, от этого грунт и золочение начали шелушиться, осыпаться. Конечности покусали крысы. И тогда служители храма не нашли ничего лучше, чем обратиться за помощью к художнику-оформителю из местного Дома культуры. Тот покрыл ее сусальным золотом прямо поверх кракелюра тем, что нашел в магазине. В углублении на лбу Зан Дан Жуу этот человек вставил камень, причем камень оказался великоват и вместо того, чтобы подтесать сердолик, невольный «реставратор» решил расширить отверстие. Когда нас пригласили осмотреть статую, мы нашли ее в таком состоянии с каким-то страдальческим выражением на заново расписанном лице. Сразу после этого в Эгитуйский дацан были приглашены реставраторы из Эрмитажа, которые приложили все усилия, чтобы сохранить святыню... Впрочем, поклонников старины ждало еще одно открытие. По результатам исследований реставраторов выяснилось: скульптура создана в 19-м веке и не из цельного сандалового дерева, а смонтирована из плоских плах... Татьяна НИКИТИНА.

Назад к списку
Поиск: