ПОДАЙ – НЕ ГРЕШИ
РЕАЛЬНЫХ ОБЪЕМОВ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В БУРЯТИИ НЕ ЗНАЕТ НИКТО. ЭКСПЕРТЫ ОЦЕНИВАЮТ ЭТУ СУММУ В 100 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ ЕЖЕГОДНО.
Интимный процесс
Редкое предприятие республики афиширует свою благотворительную деятельность. И не только из скромности. Фирма средней руки, по оценкам экспертов, тратит на благотворительные цели до 500 тысяч рублей в год - сумма достаточно солидная, чтобы вызвать нездоровый интерес налоговых органов. Отсутствие рекламы объясняется и другой причиной - стоит придать гласности акт благотворительности, и на предприятии резко увеличивается поток писем с просьбой о помощи. «Люди звонят, буквально требуют деньги, - рассказывает «МК» бизнесмен, ежегодно перечисляющий детской спортивной организации одного из сельских районов республики по 300 тысяч рублей. - Поэтому я предпочитаю делать это интимно».
Руководители стараются оказывать материальную или финансовую помощь вдали от посторонних глаз - по собственному уразумению выбирая адресаты помощи: куда уходят «добрые» деньги знают только их получатели. Как правило, это дети, старики, инвалиды. Чаще всего - объединенные в организации, реже - отдельные граждане.
«О расходах на благие дела, равно как и о доходах, большинство предпринимателей предпочитает помалкивать», - делится с «МК» исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Бурятии Александр Голков. По его словам, СПП РБ никогда не вел и не ведет учет благотворительной помощи, оказываемой членами союза, в котором на сегодня состоят около 140 предприятий и организаций Бурятии. И хотя это малая часть субъектов хозяйственной деятельности (всего в республике зарегистрировано 3,5 тысячи предприятий малого и среднего бизнеса), ежегодный объем выплачиваемых ими налогов во все уровни бюджета составляет 85 процентов от всех налоговых платежей. Впрочем, Александр Голков приоткрыл завесу тайны, правда, лишь над собственным предприятием - например, ЗАО «Спецмебель» в 2005 году потратило на благие дела более 400 тысяч рублей. Так что ждите письма, Александр Михайлович!
Тайные благодетели
Умеешь зарабатывать - умей и делиться, гласит народная мудрость. Это когда есть деньги. Гораздо сложнее «отдать последнюю рубаху». Примеров частных пожертвований простых граждан новейшая история Бурятии не припомнит. И не потому, что их нет. Меценаты в большинстве своем - скромные люди. Отследить динамику благотворительных актов, совершаемых так называемыми физическими лицами последние несколько лет, помогла «МК»... республиканская налоговая инспекция, куда ежегодно подаются декларации о доходах, в которых заявлены суммы затрат на благотворительность для получения налоговых вычетов.
Так вот, по данным фискального органа, в 2002 году таких деклараций в республиканскую налоговую инспекцию было подано 88 на общую сумму 427 тысяч рублей. Много это или мало - сказать сложно.
Что-то случилось, и в 2003 году количество деклараций с заявленными суммами затрат на благие дела уменьшилось аж в 4 раза с общей суммой благотворительности в 254 тысячи рублей. В 2004 было подано 28 таких деклараций на 345 тысяч рублей, а в 2005 - только 16 (на 338 тысяч рублей). В налоговой инспекции динамику не комментируют, снижение числа благодетелей не объясняют. Отметив лишь, что источником дохода у подавляющего числа физических лиц, совершивших гуманные акты, является их заработная плата, получаемая у работодателей.
Добровольно-принудительно
«В Бурятии есть предприятие, которое в течение года потратило на благотворительность 2 миллиона рублей. Могу ли я вам назвать его - не знаю!» - рассказывает «МК» директор благотворительного фонда «Байкальский фонд местного сообщества» Анатолий Грудинин.
До сих пор место крупной благотворительности в России занимала так называемая «социальная ответственность бизнеса»: схема, при которой, используя административное давление, государство вынуждало бизнесменов участвовать в «социальном партнерстве». Проще говоря, вымогало у бизнеса деньги, играя тем самым в глазах населения роль главного «благотворителя». Если вы вдруг увидите по телевизору, как представители власти от своего имени вручают дорогие подарки победителям различных республиканских и городских конкурсов и соревнований, знайте, что у этих подарков есть настоящие спонсоры - это фирмы, не посмевшие отказать государству в возможности лишний раз покрасоваться перед публикой в роли меценатов.
Попробуй, откажи - и тут же появятся проблемы в лице контролирующих и инспектирующих органов. Предприятие вычеркнут из «друзей» правительства, мэрии со всеми вытекающими из этого последствиями - не дадут земельный участок, выкурят из арендуемого здания, откажут в административном ресурсе во время избирательных кампаний. У тех, кто дает, напротив, все эти блага имеются в полном комплекте.
По мнению Анатолия Грудинина, благотворительность позволяет бизнесу зарабатывать политические дивиденды. Предпринимателю, имеющему богатую коллекцию благих дел, всегда легче договориться с властью и обществом, ему проще лоббировать интересы собственного предприятия в чиновничьих кабинетах, на волне благотворительности избираться в представительные органы власти.
Благотворительность - это вредно?
Она как антибиотик для иммунитета - ослабляет сопротивляемость, убивает инициативу, порождает иждивенчество, считает Александр Голков, говоря о новой форме благотворительной деятельности в Бурятии: право на «добрые» деньги надо заработать. Первый шаг СПП РБ в этом направлении сделал, вступив в состав учредителей благотворительного фонда «Байкальский фонд местного сообщества»: «Мы туда направляем средства, они выбирают, кому помочь в первую очередь». Как отметил «МК» директор фонда Анатолий Грудинин, средства на благотворительность в большинстве случаев должны выделяться на конкурсной, грантовой основе. «Если какой-либо общественной организации требуются деньги, то, пожалуйста, пишите проект, составляйте смету, а конкурсная комиссия фонда, оценив проект, примет решение. Прямые вложения «ни во что» только распыляют средства, не принося реальной пользы», - считает Анатолий Грудинин.
Станислав БЕЛОБОРОДОВ.
Назад к списку