ВСЕ МЫ НЕМНОЖКО ЗИЛОВЫ
СОБЫТИЕ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ЖИЗНИ УЛАН-УДЭ - В БУРЯТСКОМ ДРАМАТИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ СОСТОЯЛАСЬ ПРЕМЬЕРА «УТИНОЙ ОХОТЫ» АЛЕКСАНДРА ВАМПИЛОВА.
Постановку осуществил Баста Цыденов, известный театральный актер. Это его первый режиссерский опыт, но не первое обращение к Вампилову. На сцене Бурдрамы он играл в «Провинциальных анекдотах» и «Старшем сыне». А в 1998 году сделал первую попытку поставить «Утиную охоту» на сцене театра «Ульгэр», собрав вместе актеров из разных улан-удэнских театров. Но по различным причинам спектакль не состоялся. Состоялся сейчас, после того, как Цыденов набрался опыта в жизни, стал успешным бизнесменом, участвовал в различных театральных проектах в Москве и Горном Алтае. Министерство культуры и руководство театра рискнули доверить начинающему режиссеру постановку сложнейшей пьесы великого русского драматурга с бурятскими корнями. И кажется не прогадали, спектакль оставляет щемящее чувство, которое боишься расплескать.
Сюжет известен, он незамысловат - пьянки-гулянки, выяснения отношений, любовные интриги. По ходу пьесы герой совершает массу неприглядных поступков - не навещает старых родителей, обманывает жену, просто так, походя, портит юную невинную девушку, оскорбляет друзей и прочее. Мерзавец, но чертовски обаятельный, он не со зла, просто так все получается, он мучается от этого - и все его любят и все ему прощают. Но, в конце концов, не все сходит ему с рук. Отец умирает, обрекая его на муки совести, жена уходит, а друзья очень зло подшучивают над ним.
Собственно, по заслугам. Зилов в исполнении Цынге Ломбоева, молодого, но уже достаточно известного актера, понимает, что он переборщил, что он сам оборвал все связи. И в финале пытается совершить единственный настоящий мужской поступок - пытается застрелиться, но опять неудачно, друзья помешали.
Откуда он, этот герой? В советскую эпоху, тогда, когда была написана гениальная пьеса, Зилова называли очередным «героем нашего времени». Был еще длинный ряд нигилистов, лишних людей, героя Янковского из «Полетов во сне и наяву», потерянного поколения, внутренней эмиграции и кухонных диссидентов. Тогда тайна «Утиной охоты» осталась нераскрытой ни Олегом Ефремовым, ни Анатолием Эфросом. Эпоха застоя давно канула в небытие. Казалось бы, страдания Зилова, роль которого страстно мечтал сыграть когда-то Баста Цыденов, уже неактуальны - время ушло. Тогда, может быть, это частный клинический случай?
- Практически любой мужчина, достигнув определенного возраста, приходит к тупику. Это закономерно. Как гласит монгольская пословица: или на коне с флагом, или паси телят. И как он разрешит этот перелом? Вот этот самый трудный момент жизни мужчины и пойман Вампиловым, - отвечает режиссер.
Трудно не согласиться с подобной трактовкой Цыденовым образа плохого хорошего человека - Зилова, это внутренняя проблема человека в переломном возрасте. К тому же режиссеры не всегда клюют на злободневность, чтобы не обвинили в сиюминутности. И все же не покидает ощущение, что внешние условия, несмотря на тотальную смену декораций, вновь довлеют над главным действующим лицом. Современный Зилов, как и тогда, никому и ничему не верит, так проще, так удобнее, лучше быть нигилистом, чем смешным, разочаровавшимся во всем человеком. Демократия, не успев появиться, выродилась в демагогию, в моде скромное обаяние буржуазии - деньги, секс, машины, особнячки и Куршавель. В новом для нас обществе потребления правит крайний индивидуализм, логично приводящий к безысходному одиночеству - без любви, без семьи, без Бога. Стоит ли жить ради этого?
«Мы хотим сказать людям, чтобы в этой сложной повседневной суете жизни, где надо выживать, они не забывали, что у них есть сердце и душа. А это самое прекрасное, что есть у них в этом мире», - говорит режиссер. Он изложил лишь одну из множества версий тайны пьесы Вампилова, но, кажется, она выше нашего понимания и в этом ее прелесть - будут другие попытки разгадать ее или, по крайней мере, остается сделать вид, что она разгадана. Впрочем, в спектакле оптимистический финал. Зилов находит в себе силы осуществить свою заветную мечту - он едет на охоту. Только удастся ли ему увидеть на рассвете стремительно летящих над руслом реки птиц? Он забыл или не знает, утиная охота ныне под запретом - птичий грипп... От великого до смешного один шаг.
Александр МАХАЧКЕЕВ.
ЗАЛОЖНИКИ ИСКУССТВА
После первого действия «Утиной охоты», которое растянулось на два с половиной часа, народ направился к гардеробу. Однако девушки, принимавшие одежду перед началом спектакля, выдать ее назад отказались, мол, это еще не конец и после антракта будет второе действие. «Ну и что!» - недоумевали зрители и продолжали настойчиво протягивать свои номерки, объясняя гардеробщицам причины своего преждевременного ухода из театра. Но те продолжали сторожить пальто и куртки, сообщая, что «им запретили одевать народ в антракте». Некоторые зрители на такое заявление не знали то ли плакать, то ли смеяться, кто-то вспомнил про нарушение прав человека, но все было бесполезно. Наконец, когда происходящее уже не забавляло, а возмущало, появился старший администратор. «А почему вы уходите? Что, вам не нравится? Затянуто, да? - спрашивала она. - Ну посидите еще, сейчас самое интересное будет, второе действие минут тридцать, не больше». Но, услышав категоричное «не могу больше», дала знак девушке из гардероба принять мой номерок. Вместе со мной посчастливилось одеться еще нескольким нетерпеливым зрителям, объяснения которых показались старшему администратору достаточно убедительными. Другие остались в театре как настоящие заложники искусства. А может, так было задумано? Этакий экстремальный перфоманс на тему вешалки, с которой начинается театр, причем придуманный и разыгранный служащими гардероба. В противном случае работники театра предвидели, что зрители не смогут досидеть до конца спектакля, и решили заранее принять меры. В итоге оказали премьерному спектаклю медвежью услугу.
Наталья УЛАНОВА.
Назад к списку