Стенографический отчет о совещании по вопросам социально-экономического развития субъектов Федерации Сибирского федерального округа (часть 1)

03 мая 2006
В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги! Наши встречи в Томске насыщены не только международной, но и внутренней повесткой. И один из вопросов – это современное состояние экономики и социальной сферы сибирского региона. Вы знаете: еще в 2002 году была принята Стратегия экономического развития Сибири. Однако нужно признать, что она не привела к серьезному подъему региона, на что мы рассчитывали. Так, несмотря на свои естественные конкурентные преимущества, Сибирский округ по-прежнему «привязан» к федеральной помощи. Ее доля в общих расходах региональных бюджетов в среднем по округу составляет 19 процентов, а в некоторых субъектах Федерации превышает и 50 процентов. Причем при росте среднероссийских темпов увеличения валового регионального продукта на душу населения в Сибирском округе они уже второй год подряд снижаются. Крайне неравномерно развиваются внутри округа и сами субъекты Федерации. Их базовые социально-экономические показатели разнятся в десятки раз. Актуальными остаются демографические проблемы. Это в целом общая, глобальная проблема для нашей страны, но в Сибири она стоит особенно остро. Причины продолжающегося оттока населения понятны. Они тоже лежат в социально-экономической плоскости. Так, доходы населения в их реальном выражении составляют 85 процентов от общероссийского уровня, а стоимость жизни в округе – выше, чем в среднем по России. При этом здесь реализуются десятки ведомственных и региональных программ. Однако они чаще всего приводят лишь к «распылению» средств и, как следствие, к фрагментарным, несущественным результатам. Это тоже общая проблема. Нужно научиться концентрировать ресурсы на ключевых проблемах развития. Очевидно, что сейчас надо искать прорывные – и в первую очередь инновационные – решения. Развитие Сибири и других восточных регионов должно быть основано на их все более эффективной интеграции как в экономику России, так и в общемировые рынки. Фактически нужно тщательно проанализировать перспективные планы отраслей и регионов и избавиться от дублирования действий и мелкотемья. В этой связи остановлюсь на самых принципиальных моментах. Первое – это повышение эффективности использования природно-ресурсной базы. Это, как я уже говорил, – серьезное конкурентное преимущество, здесь ключ к решению энергетических проблем региона. Вы знаете: до сих пор в округе экспортоориентированные отрасли обеспечивались доступностью и дешевизной добываемого сырья. Однако из-за инфраструктурной необеспеченности новых месторождений это преимущество постепенно утрачивается. Инвестиции, как российские, так и зарубежные, начинают уходить в другие страны и другие регионы. Просил бы подробнее остановиться сегодня на этом вопросе. Второе. Нужно активнее использовать уже имеющуюся в округе и довольно развитую инновационную среду, задействовать научные центры. Многие разработки, как известно, не реализуются из-за отсутствия ресурсов. Но сделать эти направления привлекательными для инвестиций – это как раз ваша задача, задача региональных, местных, федеральных властей. Рассчитываю, что сегодня мы предметно об этом поговорим. Третье. В индустриально развитых субъектах Федерации нужно заметно увеличить количество обрабатывающих производств. Сейчас их доля составляет только 20 процентов. Напомню, что в начале апреля на совещании в Сыктывкаре мы детально говорили о развитии первичной переработки леса. Между тем эта тема не менее актуальна и для Сибири, имеющей более 40 процентов запасов отечественной древесины. Но это просто пример – таких тем, таких направлений гораздо больше. И, наконец, еще один важный вопрос – это совершенствование транспортной инфраструктуры Сибири. Не раз отмечалось, что по территории округа проходят международные трансконтинентальные коридоры. И это реально позволяет ему играть роль не просто одного из «звеньев» транспортной цепочки, интегрирующей Европейскую Россию и Дальний Восток, – это позволяет ему играть для России в целом более заметную роль, роль связующего звена, «моста» между Европой и странами АТР. Обращаю внимание: Азиатско-Тихоокеанский регион является чуть ли не самым динамично развивающимся в мире, и здесь для России огромные возможности по открытию новых рынков и использованию своих национальных преимуществ. И нужно активнее развивать коммуникации в полосе транссибирского пути, наращивать объемы пассажирских и грузовых перевозок, причем не только на железнодорожном, но и на авиационном и водном транспорте. Нужно эффективно провести и завершить в срок модернизацию автодорог. И нужно, наконец, восстановить активную работу Северного морского пути. Нельзя забывать: это существенно повысит мобильность населения, откроет новые горизонты для деловой активности в округе и, соответственно, неизбежно приведет к повышению жизненного уровня населения. И в заключение хотел бы отметить особое значение в Сибирском округе приграничного и межрегионального сотрудничества. Это один из мощных ресурсов роста всех сибирских территорий. Просил бы ускорить работу по модернизации приграничной инфраструктуры, а также по совершенствованию правовой базы межрегионального сотрудничества. Это то, что я хотел бы сказать. Давайте приступим к работе. Я предоставляю слово Владимиру Анатольевичу Яковлеву, Министру регионального развития России. В.ЯКОВЛЕВ: Спасибо, Владимир Владимирович. Уважаемые коллеги! Сегодня мы обсуждаем проблему условий устойчивого социально-экономического развития огромной геостратегически важной территории нашей страны. Здесь сосредоточены основные природные ресурсы, предприятия-экспортеры, дающие две трети валютных поступлений в бюджет страны. Сибирь становится главной проектно-инвестиционной площадкой России. По оценкам Минэкономразвития, реализация 30–40 масштабных частно-государственных проектов Сибири способны обеспечить в долгосрочной перспективе рост ВВП России более чем на 30 процентов. В информационных материалах и на слайдах мы постарались показать и масштабы этого развития: только несколько крупных перспективных инвестиционных проектов, которые будут реализовываться до 30-го года в области добычи, переработки нефти, газа, разработки рудных месторождений и металлургии. Вы, Владимир Владимирович, уже говорили, ссылаясь на то, что стратегия экономического развития, утвержденная Правительством, не принесла тех успехов, к которым мы стремились. Могу сказать, что стратегия Сибири «Партнерство власти и бизнеса», утвержденная на Высшем экономическом совете Сибирского федерального округа в ноябре прошлого года, как раз проанализировала эти недостатки и вышла с соответствующим предложением для того, чтобы эти большие масштабы инвестиций в регион все-таки приходили. Основной вес в стоимостной структуре проектов – это около 88 процентов необходимого финансирования – принадлежит целевому комплексу, в том числе нефтегазовому – 80 процентов, доля металлургической и горнорудной отрасли составляет 6,8 процента, лесной комплекс – 1,6 процента. В стратегии присутствует и несырьевой комплекс, инновационная и рекреационная сферы и торговля. Развитие инновационной инфраструктуры и реализация проектов научных центров в Новосибирске, Томске, Красноярске и Иркутске оцениваются примерно в 1300 миллионов долларов. До сих пор конкурентоспособность экспортоориентированных отраслей экономики сибирского и дальневосточного макрорегионов во многом обеспечивалась доступностью и дешевизной природных ресурсов. Но сегодня это преимущество утрачивается. Цены на основные сырьевые товары в Российской Федерации уже практически достигли мировых. Исключением являются цены на газ, что связано в первую очередь с государственным регулированием. При этом значительная часть староосвоенных месторождений близится к истощению. Это обостряет необходимость решения вопроса, с одной стороны, о воспроизводстве ресурсной базы Сибири, а с другой – об освоении разведанных запасов. Перечисленные процессы разворачиваются на фоне интенсивно идущей реструктуризации крупных российских сырьевых компаний, на фоне новой волны урбанизации с изменением городского образа жизни, развитием среды и изменением цели миграционного потока в города. Кроме того, все большее влияние на ситуацию в регионе оказывают глобальные факторы – это международная и хозяйственная специализация и формирование глобальных центров управления экономикой. Для Сибири процессы международной хозяйственной специализации и формирования глобальных центров управления экономикой выражаются в возникновении и усугублении ряда вопросов и проблем. Одна из них, Вы это тоже отметили, – это демографическая проблема. До создания СССР и в течение всего периода существования СССР предпринимались усилия по форсированному освоению, заселению Сибири. С 26-го по 59-й годы прошлого века население Западной Сибири выросло в 1,5 раза, Восточной Сибири – в 2 раза, Дальнего Востока – в 3 раза. Распад СССР вызвал резкие изменения в направлении интенсивности миграции населения, а поворот к рынку сразу же обнажил относительную перенаселенность северных районов, откуда население стало интенсивно выезжать. Коренным образом изменилась ситуация на Дальнем Востоке, который впервые со времени освоения его стал терять население. Население Восточной Сибири также сокращается. Ситуация в Западной Сибири более благоприятна. Все более значимым для обеспечения глобальной конкурентоспособности ведущих отраслей экономики Сибири становится обладание российскими компаниями инновационными технологиями и кадрами с ключевыми компетенциями. По данным показателям даже ведущие российские компании пока уступают своим зарубежным конкурентам. Во многом такое отставание производительности труда и капитала российских компаний вызвано тем, что в Российской Федерации до сих пор эксплуатируется потенциал старых технологических решений и ограниченный кадровый ресурс, включая стремительно устаревшую систему подготовки кадров. Технологический кадровый ресурс даже в самых передовых отраслях экономики Сибири постепенно исчерпывается. Пока российские компании, стремясь сохранить свою технологическую и кадровую конкурентоспособность, прибегают к ускоренному импорту стандартных технологий, отдельных специалистов и менеджеров, передают подряды на технологически сложные работы западным компаниям. Многие российские корпорации развертывают собственные системы подготовки кадров, прибегают к покупке западных компаний, обладающих ключевыми компетенциями. Однако нет никаких оснований считать, что конструкторские бюро и лаборатории предприятий способны обеспечить мировой уровень разработок даже в конкурентоспособных, экспортоориентированных секторах экономики, таких как горнорудная промышленность, металлургия, угольная промышленность, нефтегазовая, лесной комплекс, химия. Силы академических и отраслевых исследовательских проектных институтов явно недостаточно используются, недозагружены и, к сожалению, имеют большие потери. Можно определенно утверждать, что сохранить и упрочить конкурентоспособность ведущих экспортоориентированных секторов экономики Сибири, а тем более создать новые подобные секторы, невозможно без создания национального по своим масштабам, конкурентоспособного инновационно-технологического и кадрового комплекса. Этот комплекс может быть создан только на базе крупных национальных университетов. Следует учесть, что именно плохая организация рынка труда создает условия для неконтролируемой и малопродуктивной миграции в восточные регионы России из сопредельных государств, а неопределенность в том, как должна интегрироваться Сибирь, ставящая в настоящий момент глобальную транспортную систему скоростных сообщений и перевозок, приводит к тому, что большинство предлагаемых к реализации в Сибири транспортных проектов не всегда учитывают сегодняшнюю реальную ситуацию. Особо следует обратить внимание на то, что в настоящий момент в Центральной и Восточной Азии формируется новая глобальная система городов, строятся самые современные города, претендующие на то, чтобы стать новыми центрами управления глобальными процессами. Это касается и Кореи, между городами Сеул и Пусан строятся огромные центры, это касается и приграничной китайской территории с новыми городами. Пока же в восточной части Сибири ничего сопоставимого с данными процессами урбанизации азиатских соседей нет. Нарастание инфраструктурных ограничений в социально-экономическом развитии Сибири, которые могут ограничивать экономический рост в ближайшее время, прежде всего может ужесточить ситуацию на энергетическом рынке. Правда, не повсеместно, а на его отдельных участках, в том числе в крупных городах с большим износом основных фондов. Ограничения по инфраструктуре так называемой новой экономики, острота экологических ограничений для разработки природных ресурсов Сибири будут нарастать, что связано, с одной стороны, с ужесточением международных требований к хозяйственной деятельности, а с другой стороны, с изменением системы ценностей в обществе, с ростом внимания к экологическим проблемам. В.ПУТИН: Прошу прощения, что будет нарастать, еще раз? В.ЯКОВЛЕВ: Острота экологических… В.ПУТИН: И это будет препятствовать ... В.ЯКОВЛЕВ: Это не будет препятствовать, это будет связано с тем, что ужесточаются требования самого населения как внутри страны, то есть население к экологии начинает уже относиться несколько по-другому, так и претензии со стороны международных организаций, которые иногда и спекулируют этими процессами. Отмеченные проблемы в наибольшей степени будут влиять на развитие Сибири в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Мы полагаем, что, исходя из всех этих вопросов, можно было бы рассмотреть концепцию федеральной целевой программы социально-экономического развития Сибири на 2008–2015 годы, направленную как раз на решение многих из тех вопросов, о которых Вы говорили и которые прозвучали в первой части моей информации. Концепцию такой программы мы рассмотрели и в округе. И мы рассмотрели на первичном обсуждении в Минрегионразвития. Она требует, естественно, большой доработки, но могла бы быть формой реализации стратегии развития Сибири с использованием как бюджетных источников, так и в основном внебюджетных и комплекса мер, уже разработанных крупнейшими компаниями, находящимися на сибирской территории. К таким мероприятиям прежде всего следует отнести крупные межрегиональные инвестиционные проекты, инфраструктурные, а также научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по развитию инновационной составляющей экономики региона. В программе или в концепции программы предусмотрен ряд направлений, которые будут содействовать ускоренному развитию сибирских регионов. Это прежде всего создание инновационной структуры региона посредством организации технопарка, центров трансфера технологий, юридических и патентных групп для работы по коммерциализации научных разработок. В рамках этой задачи возможно развитие венчурных фондов регионов для реализации небольших инновационных проектов, создание инфраструктуры и развитие малого и среднего бизнеса, создание общеделовой инфраструктуры, бизнес-центров. Второе направление – разработать и утвердить схему территориального планирования Сибири, в которую будут включены вопросы модернизации городов и районов, специализации территорий как в масштабе Российской Федерации, так и Сибирского федерального округа, инфраструктурная обеспеченность новых территорий промышленного освоения и другие элементы, в том числе экологические требования. Разработать программу мер, направленную на создание единой межрегиональной сети кооперации предприятий, замыкающих производственный цикл от разработки до продажи высокотехнологичной продукции, на примере технико-внедренческих зон Томска, Санкт-Петербурга, технопарков в Тюмени и Казани, производственных мощностей городов Брянска, Санкт-Петербурга и других субъектов Российской Федерации. Чтобы распространить так называемую инновационную волну на депрессионные в экономическом смысле субъекты России, необходимо создать систему кооперации разработчиков, производственников, потребителей той или иной продукции на межрегиональной основе. Одним из наиболее готовых проектов в этой части является проект создания конечной продукции из высокомолекулярного полиэтилена. Разные части всего технологического цикла находятся в разных регионах страны: производство порошка находится в Томске и может быть размещено в технопарке Тюмени, производство готовых изделий и технологий – в Санкт-Петербурге, площадки для массового производства – в Брянске. Потребителем готовой продукции является практически весь железнодорожный комплекс, эскалаторное производство. Разработать программу мер, направленную на развитие инфраструктуры приграничного сотрудничества между субъектами Российской Федерации Сибирского федерального округа с соседними государствами. Об этом Вы сейчас сказали, и совсем недавно эта тема обсуждалась на заседании Правительства, поскольку современное состояние приграничной инфраструктуры не соответствует уровню развития экономических связей приграничных субъектов с сопредельными территориями. Безусловно, необходимо оборудование пунктов пропуска. Состояние мостовых переходов, установление режимов на таможенных постах, которые бы благоприятствовали развитию приграничной торговли и в целом приграничного сотрудничества, – это те вопросы, которые могли бы решить многие задачи приграничных территорий. Как возможность обсуждения всех тем развития, выработки стратегических направлений развития Сибири на долгосрочную перспективу можно было бы рассматривать проводимый уже здесь Байкальский экономический форум, на котором решались бы многие вопросы, обсуждались бы предложения с принятием конкретных решений, с выходом как на внутреннюю экономическую политику, так и внешнюю интеграцию экономики при разработке стратегии развития как Сибири, так и страны в целом. Спасибо. В.ПУТИН: Спасибо большое, Владимир Анатольевич. (Обращаясь к Г.Грефу.) Герман Оскарович, прошу Вас. Г.ГРЕФ: Спасибо, Владимир Владимирович. Я хотел бы сказать несколько слов в отношении нашего видения возможных подходов развития сибирских регионов. Во-первых, хотел бы сказать, что мы видим ключевой задачей участие Российской Федерации в развитии регионов округа с помощью решения федеральных функций, которые обозначены в ключевых федеральных целевых программах по отраслевым направлениям. Это модернизация транспортной системы, сейчас новая программа развития экспортно-транспортных услуг, которая в том числе включает в себя создание сети аэропортов-хабов, так называемых транзитных точек, из которых возможна будет перевалка грузов в больших объемах и пассажиров. В этом смысле целый ряд аэропортов, расположенных в Сибири, являются наиболее эффективными с точки зрения организации транспортных потоков точками. Предполагается совершенствование и дальнейшая электрификация железнодорожного сообщения, автомобильного сообщения. И это все поглощается программой развития транспортной инфраструктуры. По целому ряду других федеральных целевых программ, начиная с программы «Энергоэффективная экономика», предусматривается модернизация целого ряда электроэнергетических мощностей на территории Сибирского федерального округа. В настоящее время нами рассматривается еще целый набор инструментов, которые дают потенциальную возможность для развития регионов Сибирского федерального округа. В первую очередь это такой инструмент, как Инвестиционный фонд. И один из субъектов Сибирского федерального округа очень активно работает, и мы надеемся, что эта работа может быть завершена до 20 мая, когда у нас завершается первый этап конкурса. И в соответствии с тем проектом, который в настоящее время очень интенсивно разрабатывается, Красноярский край получит существенный приток инвестиций, в том числе и частных инвестиций, которые пойдут следом за инвестициями государственными. И фактически в результате реализации всего этого крупного проекта может быть создана фактически альтернативная экономика Красноярского края. Этот же инструмент работает в отношении всех остальных субъектов Российской Федерации, в том числе субъектов Сибирского федерального округа. Но пока мы не видим со стороны других субъектов такой же активности, и пока ни одного крупного проекта, который бы был представлен со стороны субъектов либо муниципалитетов в Сибирском федеральном округе, пока нет. 20 мая у нас завершается первый этап конкурса, после чего у нас включается второй этап конкурса, который будет действовать фактически постоянно, и итоги будут подводиться примерно раз в квартал. И вот эта точка отсечения, 20 мая, которая действует сейчас по утвержденному положению, не является конечной, она является лишь рубежной, поэтому мы с удовольствием бы с вами поработали в отношении представления проектов. Следующий момент, в чем мы видели бы помощь со стороны Федерации и необходимость для более комплексного развития субъектов Федерации Сибирского федерального округа. Это так называемый кластерный анализ каждого из субъектов Федерации, с тем чтобы нам можно было бы очень четко определить дальнейшие перспективы развития потенциальных секторов в экономике и в услугах. Такой кластерный анализ субъекты Федерации уже начали проводить. Надо сказать, что здесь пионером выступила как раз Томская область. И я на примере тех документов, которые были разработаны администрацией Томской области, рекомендовал целому ряду субъектов Федерации пользоваться этой методикой, в том числе теми разработчиками, которые здесь работали. Это очень качественный, хороший документ, который позволил Томской области достаточно внятно определить приоритеты собственного экономического и социально-экономического развития. Во многом, в том числе проведенной работой, объясняется успех Томской области в целом ряде других федеральных проектов, таких как проект по созданию особых экономических зон, проект по созданию технопарков и бизнес-инкубаторов. Мы сегодня с утра были и видели уже два бизнес-инкубатора, которые созданы в Новосибирске с участием федерального центра, и фактически через два-три года, когда здесь начнет функционировать технико-внедренческая особая экономическая зона, мы увидим фактически законченную инфраструктуру построения инноваций в Сибирском федеральном округе. Я думаю, что это будет первый субъект Федерации, в котором настолько четко будет выстроена вся логистика. Далее. Это федеральные проекты, связанные со следующими фазами реализации закона об особых экономических зонах. Мы на прошлой неделе во втором чтении приняли поправки к федеральному закону об особых экономических зонах, касающаяся рекреационных зон. И сразу же после подписания Президентом этого закона будет объявлен конкурс. В целом ряде субъектов Федерации, Сибирского федерального округа есть очень хороший потенциал для развития туризма, особенно это является актуальным с точки зрения решения проблемы занятости населения. Владимир Анатольевич [Яковлев] сказал об оттоке, но не сказал, что за 5 лет из регионов Сибирского федерального округа уехало 200 тысяч населения. И эта проблема, конечно же, связана в первую очередь с тем, что нет достаточного количества хорошо оплачиваемых рабочих мест. И туризм в этой части является наиболее мультипликативной сферой. И как минимум три субъекта Федерации мы видим очень высококонкурентными для того, чтобы в этой федеральной программе они могли бы поучаствовать. В первую очередь это Иркутск и Бурятия. Мы сейчас оплачиваем с федерального уровня работу консультантов, которые были буквально меньше месяца назад отобраны, по разработке концепции развития туристической инфраструктуры озера Байкал. Очень хорошо, что здесь подписано соглашение между субъектами Федерации вокруг озера Байкал, которое позволяет нам комплексно и совместно разрабатывать этот проект. Нам кажутся не менее перспективными еще две территории – это Алтайский край и Республика Горный Алтай. Это как минимум четыре субъекта Федерации, которые могли бы поучаствовать в этом федеральном проекте, который, естественно, будет сопровождаться и соответствующими федеральными средствами как на разработку соответствующих бизнес-планов, так и помощь в создании инфраструктуры для привлечения инвестиций, потом, соответственно, в рекламе этих регионов, с точки зрения привлечения туда сначала инвесторов, а потом и туристов. Следующий момент – это все, что связано с созданием необходимых энергетических мощностей. Сибирь, как известно, является регионом, наиболее богатым гидроэнергетическими ресурсами. В настоящее время, когда цена на углеводородное топливо является практически запредельной, актуальность в гидроэнергетике поднялась на новый уровень, и инвестиции в гидроэнергетические мощности вполне могут быть проведены частными инвесторами или хотя бы отчасти частными инвесторами. Сейчас очень важно нам еще раз вернуться к актуализации всех потенциальных проектов, которые ранее, еще в советский период, были предварительно проработаны, с тем чтобы определить точки, где можно было бы создавать гидроэнергетические мощности. Сейчас такая работа ведется, к лету она совместно с РАО ЕЭС и Министерством энергетики должна быть завершена. Здесь, я думаю, мы могли бы серьезно помочь с федерального уровня, потому что эта задача, безусловно, не регионального масштаба, и нам придется включать все имеющиеся ресурсы. Следующая проблема – это жилищное строительство. Для целого ряда регионов Сибири характерны низкая обеспеченность жильем и достаточно большое количество ветхого фонда. Здесь также по одному из национальных проектов сейчас действует федеральная программа по предоставлению субъектам Федерации соответствующих ресурсов по созданию инженерной инфраструктуры под жилищное строительство. В этом году у нас в бюджете записана сумма 12,5 миллиарда рублей федеральных гарантий. Я думаю, что буквально до середины мая выйдет постановление, которое регулирует этот порядок. Но вам уже сейчас можно подавать свои заявки в Росстрой. Единственное требование, чтобы это были крупные земельные участки, которые связаны со строительством не менее 400 тысяч квадратных метров жилого фонда. В этом случае мы также активно вам готовы помочь с привлечением средств и с погашением части 50-процентной ставки на создание инженерной инфраструктуры. И еще один момент, о котором в последнее время много говорится. В Сибирском федеральном округе также достаточно много земель, которые находятся в ведении различных федеральных структур, и зачастую города зажаты этими федеральными землями. Это земли транспорта, земли промышленности, земли обороны. Есть еще проблемы с большим количеством земель сельскохозяйственного назначения, которые находятся в федеральной собственности. И что мы также договорились, все эти вопросы мы в очень сжатом графике будем помогать вам решать. Если вам необходимо для расширения жилищного строительства и развития городов получить соответствующие права по управлению этими территориями либо по переводу этих земель в земли поселений, то мы также готовы в очень короткий срок это сделать. Буквально два месяца назад вышел закон, который в упрощенном порядке позволяет передавать земли и объекты федеральной собственности вам, как социальные объекты, так и другие объекты. Сейчас это делается просто распоряжением на федеральном уровне одного из ведомств Росимущества, и сейчас порядок упрощен до самого унитарного. И сейчас подготовлено постановление Правительства, которое также отменяет плату (оно внесено уже в Правительство, надеюсь, что в ближайшее время будет принято), отменяет плату за перевод земель из одной категории в другую, в том числе сельскохозяйственные и лесные земли, что являлось препятствием в связи с необходимостью выплаты вами в федеральный бюджет соответствующих компенсационных платежей. Так вот эта норма в самое ближайшее время будет отменена, и вы сможете просто и без всяких излишних затрат переводить эти земли под жилищное строительство. Вот это тот набор мер, которые мы на сегодняшний день готовы вам предложить как некий набор новых инструментов, в чем мы вам готовы помочь реально уже в этом году. Что касается федеральной целевой программы [развития] Сибири, я бы просил очень хорошо подумать на эту тему. У нас уже было очень много попыток создать такого рода федеральную целевую программу. У нас действуют сейчас две такие региональные программы. Первая – это программа развития юга России. И в этом году мы пришли к выводу, что как программа развития всего юга России она неэффективна. И на последнем совещании вместе с полпредом и с Министерством регионального развития мы пришли к выводу, что эту программу нужно сужать до развития кавказских республик, иначе тот относительно небольшой ресурс, который выделяется, он очень неэффективно распределяется по всем субъектам Южного федерального округа, и мы фактически не можем получить никакого результата. Примерно такую же картину мы видим с Дальним Востоком. Два субъекта Федерации, которые здесь присутствуют, участвуют в программе развития Дальнего Востока и Восточной Сибири. Все финансирование федеральной целевой программы составляет в текущем году 2,7 миллиарда рублей, это буквально копейки на развитие такой огромной территории. И если бы мы фактически в прошлом году по решению Президента не выделили отдельно на Курилы 1,5 миллиарда рублей и еще дополнительно не вложили в этом году в развитие инфраструктуры Дальнего Востока отдельно 6 миллиардов рублей, в важнейшие, самые крупные инфраструктурные проекты, в дороги, порты, во взлетно-посадочные полосы, – то, конечно, весь дальневосточный регион просто бы не почувствовал тех мизерных объемов, которые выделяются на финансирование этой федеральной целевой программы. Поэтому, коллеги, я бы не поддавался такому соблазну принять еще одну федеральную целевую программу. Реально мы сможем выделить на нее – Алексей Леонидович [Кудрин], наверное, более точно может это сказать, – но явно небольшие деньги, и мы будем просто находиться в плену иллюзий, что вот этой федеральной целевой программой мы сможем решить какие-то ключевые проблемы. Я бы просто вам предложил в результате кластерного анализа выделить явные точки конкурентоспособности и с участием Федерации в части наших полномочий создать максимально привлекательные условия для того, чтобы развить эти потенциально конкурентные преимущества регионов Сибирского федерального округа. Спасибо за внимание. В.ПУТИН: Спасибо, Герман Оскарович. И Владимир Анатольевич Яковлев, и Герман Оскарович Греф в своих выступлениях упомянули о проблеме оттока населения, и для всех понятно, с чем это связано. Во-первых, это общая проблема для страны, демографическая, кричащая, одна из самых сложных, самых острых проблем в Российской Федерации за последнее десятилетие, за 15 лет. Превышение смертности над рождаемостью – ужасная проблема для нас, но особенно остро эта проблема стоит, конечно, в Сибири, и связано это с усугублением ситуации в связи с низким уровнем жизни здесь, в этих регионах. Герман Оскарович Греф сейчас упомянул о цифрах оттока населения. За последние пять, десять, пятнадцать лет это еще более впечатляющие цифры. Здесь, в документах, которые мы с вами все получили (я посмотрел сейчас повнимательнее на анализ, который здесь сделан), обращаю ваше внимание: «Дальнейшее сокращение численности населения применительно к Сибири и Дальнему Востоку может привести на первом этапе к сужению отечественного экономического пространства, на втором – к усилению ползучей этнической экспансии, на третьем – к серьезной потенциальной угрозе для целостности государства». Я сейчас не буду комментировать это. В чем-то можно согласиться, где-то можно сказать, что это слишком сильно. Но, в общем, те, кто это писал, во всяком случае, попали в болевую точку не только для Сибири и Дальнего Востока, но и для всей страны в целом. А здесь, повторяю, это просто острее смотрится. Между тем у Сибири огромные потенциалы, и здесь коллеги об этом говорили. И вот эта картина апокалипсиса совсем не обязательна к реализации. Более того, совершенно в другом направлении мы с вами обязаны это сделать. Обращаю внимание, что в индустриальной сфере в Сибири уже выделяются регионы-лидеры – это Красноярский край, Кемеровская область, Иркутская область. И я там везде был, своими глазами видел, да и статистические данные это подтверждают, хотя там много своих проблем. Губернаторы присутствующие знают об этом – очень много нерешенных вопросов. Но есть совершенно точно и ясно выраженные положительные тенденции, так же как есть и лидеры в инновационной сфере: Томская, Омская, Новосибирская области. И это тоже нужно использовать. Здесь, в Томске, где мы находимся, по-моему, каждый житель – студент. Огромный потенциал для инноваций и инновационного пути развития для Сибири заложен в этих регионах, в этих субъектах Российской Федерации. Но главная проблема заключается в том, что не развита инфраструктура, во всяком случае, одна из главных проблем. И тоже правильный вывод сделан. Пока данная тенденция будет сохраняться в металлургической промышленности, в добыче нефти и газа, других отраслях, инвестиции будут уходить в другие регионы страны и в другие страны. Поэтому одна из основных проблем – это развитие инфраструктуры. Здесь и коммуникации в полосе, как я уже говорил, транссибирского транспортного «коридора», здесь строительство и развитие, модернизация опорных автодорожных направлений, здесь и Северный морской путь, о котором я уже говорил. И особой задачей является транспортное освоение месторождений полуострова Ямал. И вообще, особенно Восточная Сибирь – мы говорили о ее огромном потенциале... Мы должны понять, что если мы не будем работать над решением этих задач, то мы не переломим тенденцию. Нам нужно развивать страну, нужно развивать эти регионы. Кстати говоря, мы принимали решение о том, чтобы предоставить определенные преференции по налогам в Восточной Сибири и не расширять их за счет других регионов, как бы нам этого ни хотелось. Нужно создать преференции там, где мы ожидаем инвестиций. На встрече с Правительством – Вас не было, Герман Оскарович – мне Александр Дмитриевич Жуков показал поступившие из Вашего ведомства предложения, расширяющие эти преференции. Я прошу Вас обратить на это внимание. Если мы о чем-то договариваемся, то нужно исполнять эти договоренности либо выходить с новыми предложениями и их снова обсуждать. Вернусь к транспортной проблематике. Один из крупных проектов – это трубопроводная система к берегу Тихого океана. Мы с вами прекрасно знаем, подавляющее большинство коллег здесь знает, что, к сожалению, мы очень часто сталкиваемся с методами недобросовестной конкуренции на мировых рынках. Нас, несмотря на большую потребность в энергетических ресурсах, пытаются под всякими предлогами ограничить то на севере, то на юге, то на западе, и мы должны искать рынки сбыта, мы должны вписываться в процессы мирового развития, имея в виду и то, что я сказал во вступительном слове, имея в виду, что страны АТР, Азиатско-Тихоокеанского региона, развиваются огромными темпами, и они нуждаются в кооперации с нами. (Обращаясь к С.Вайнштоку.) Семен Михайлович, пожалуйста, планы компании по строительству трубопроводной системы к берегу Тихого океана.

Назад к списку
Поиск: