На страже бюджетных средств
Бюджетные деньги, несмотря на некий ореол святости и высокого предназначения, остаются деньгами, вроде тех, что и в кошельке избирателей. И, как всякие деньги, они манят к себе страждущих
У любых ценностей, образно говоря, есть свой «ангел-хранитель». Есть он и у бюджетных денег.
В нашем случае это Счетная палата, она является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, контроля за управлением и распоряжением государственной собственностью. Она же следит за обоснованностью доходов бюджета и эффективностью использования бюджетных средств.
В большинстве своем сотрудники Счетной палаты – «старожилы», работающие с момента ее создания. В прошлом году председатель Счетной палаты Сергей Викторович Иванов был назначен парламентариями на новый срок. О задачах и результатах работы Счетной палаты наш разговор.
– Сергей Викторович, удается эффективно контролировать расходование огромных средств республиканского бюджета?
– Действительно, через Счетную палату проходят большие суммы, но, естественно, не в натуральном виде, а виртуально. Только за прошлый год мы проанализировали расходование бюджетных средств на 6,3 миллиарда рублей. Но хочу подчеркнуть, что мы не прокуратура и не милиция, наша задача - не выявление преступников, а подтверждение соответствия расходования государственных средств, утвержденных Народным Хуралом статьям республиканского бюджета.
– Соответствуют?
– В основном, и этого соответствия с каждым годом все больше. Но есть и нарушения. Так, аудиторами Счетной палаты за прошлый год выявлено использование средств с нарушением законодательства в сумме 291,5 миллиона рублей, допущено нецелевое использование 25,6 миллиона и неэффективно использовано 67,9 миллиона рублей.
– И каков результат этих проверок?
– После проверок в адрес участников бюджетного процесса, допустивших нарушения, было направлено 48 представлений, 29 из которых были реализованы в том же году. Общая оценка предложений Счетной палаты, реализованных участниками бюджетного процесса, составила 313 миллионов рублей. Материалы по 13 проверкам направлены в правоохранительные органы. По части этих представлений прокуратурой направлено в суды 17 исков, возбуждено три уголовных дела.
– И так каждый год?
– Если вы имеете в виду, что из года в год наступаем на те же грабли, то это не так. Дисциплина бюджетного исполнения постоянно растет, правительство и Народный Хурал не просто констатируют сигналы Счетной палаты и принимают меры не только по их исправлению, но и по недопущению рецидива. Результаты наших контрольных и экспертно-аналитических проверок в прошлом году нашли отражение при принятии 67 республиканских правовых актов, из 184 предложений 110 были приняты органами государственной власти к исполнению. Недавно правительством республики и Народным Хуралом подписано соглашение об усилении борьбы с коррупцией, в котором предусмотрены меры по гласному, «прозрачному» пути прохождения всех бюджетных средств, исключающих их всякое «прилипание» к нечистым рукам. Сегодня любой коррупционный скандал не остается безнаказанным. Сколько разных чиновников осталось не у дел.
– И все равно происходят различные рецидивы…
– Происходят. Год назад мы проверили состояние бухгалтерского учета по статьям расходов на содержание аппарата управления Министерства экономического развития и внешних связей РБ. Об этом уже говорилось в средствах массовой информации, но в целях профилактики не грех и повториться. За проверяемый период, 2002-2004 годы, незаконно отнесено 48,3 тысячи рублей представительских расходов на статью «Прочие расходы», расходы на ремонт министерских кабинетов почти на четыре миллиона рублей отнесли на статью «Капитальные расходы». Кроме того, подобного рода работы производятся на конкурсной основе и только юридическими лицами, а здесь представили такую возможность без конкурса физическому лицу. Работа принималась без создания комиссии, в нее включались заведомо несуществующие операции. Поэтому за превышение сметы расходов Счетная палата потребовала вернуть в казну полтора миллиона рублей. 13, 2 тысячи рублей использовано на найм жилья работниками министерства, выезжавшими за пределы республики, свыше установленной нормы. Кроме того, министерство очень вольно обращалось с бюджетными средствами на разработку программ экономического развития, научно-технические и опытно-конструкторские работы. Так, за период с 2002 по 2004 год на эти цели было выплачено без малого девять миллионов рублей, причем ни одна из разработок не завершена и экономического эффекта не дала. Более миллиона рублей использовано неэффективно при финансировании бесперспективных предприятий.
Более 50 тысяч рублей нецелевого расходования средств на оплату командировочных расходов за 2003-2004 годы допущено Госкомитетом по ГО и ЧС. 600 тысяч рублей, выделенных бюджетом в 2003 году на финансирование расходов поисково-спасательной службы по проведению капитального ремонта ее помещения, были израсходованы на ремонт других помещений госкомитета, с нарушениями действующего законодательства израсходовано 2,5 миллиона рублей целевого резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Серьезные недостатки в использовании бюджетных средств, в том числе незаконное списание 7,5 миллиона в 2003 году, допущены администрацией Селенгинского района. До сих пор в судебном порядке решается проблема незаконного распределения жилья в г. Северобайкальске лицам, не подпадающим под программу «Переселение граждан РБ из ветхого и аварийного жилья».
Большой резонанс в республике вызвали факты, вскрытые при проверке целевого использования средств республиканского бюджета, предназначавшихся на приобретение, строительство или ремонт социального жилья. Можно было бы привести и другие примеры, к сожалению, они все еще есть.
– Долги по кредитам – тоже отвлечение бюджетных средств?
– Да, в прошлом году мы уделяли большое внимание пресечению выдачи кредитов юридическим лицам без ликвидного залога, потому что имеем многолетний горький опыт на этот счет. Между тем продолжается их выдача под гарантии районных администраций без залогового обеспечения, даже при долгах за невозвращенные кредиты. За прошлый год по этим мотивам установлено неэффективное использование средств республиканского бюджета на 660 тысяч рублей. Немало нарушений допускается при размещении заказов на закупку товаров и услуг, проведения подрядных строительно-монтажных работ без проведения конкурсных торгов. Эти факты выявлены в Госкомитете по ГО и ЧС, администрации г. Улан-Удэ, в министерствах сельского хозяйства и продовольствия, здравоохранения.
– Словом, не так быстро поправляются дела?
– В минувшем году мы проверяли финансовые документы прошлых лет, но в общем плане проблемы остаются, и даже больше того: возникает необходимость разработки и внедрения более четкой государственной стратегии финансового контроля. Очевидна необходимость внесения корректив в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ. Эти вопросы сегодня решаются на федеральном уровне, и в какой мере они найдут свое разрешение, мы узнаем по мере их решения.
– Спасибо за беседу.
Виталий ПОМУЛЕВ
«Прайм-ТВ»
Назад к списку