Строительство «южного хода» - напрасная трата денег? Или сколько потеряла читинская область из-за прокладки нефтепровода

03 мая 2006
На строительство участка Забайкальской Железной дороги сообщением Карымская-Забайкальск (Южный ход) планировалось потратить около 14 миллиардов рублей, уже потрачено - 4,39. Как постепенно возник вопрос – а зачем? Неделю назад начальник ЗабЖД Сергей Тимофеев заявил о начале строительства нефтеналивного терминала на станции Большой Невер (Амурская область). Эта станция расположена рядом со Сковородино - конечным пунктом первой очереди трубопровода «Транснефти» «Восточная Сибирь - Тихий океан». По словам господина Тимофеева, после завершения строительства трубы в декабре 2008 года терминал Большого Невера будет способен отгружать «свыше 400 железнодорожных цистерн с нефтью ежесуточно». В районе станции уже выбрана площадка для строительства нефтеналивного терминала. Всего со станции Большой Невер на Дальний Восток планируется отгружать до 5 млн т нефти в год. Как сообщили источники в ЗабЖД, в Китае оперативно отреагировали на планы дороги. Китайцы разрабатывают проект строительства железнодорожной ветки от границы до станции Большой Невер. Теперь нефть на Китай будет перевозиться в обход Читинской области. Вывод напрашивается сам собой. «Южный ход» постепенно теряет свою привлекательность для компаний, которые занимаются транспортировкой нефти в Китай. Ради чего он вообще задумывался? Более двух лет назад появилось первое упоминание об инвестиционном проекте «Нефть для Китая». Главным звеном проекта как раз должен был стать участок станции Карымская-Забайкальск. После завершения прокладки вторых путей на участке появится возможность увеличить объем экспорта нефти в страны Азиатско-тихоокеанского региона кратно. Окончание работ планировалось на 2007 год, их ориентировочная стоимость – около 14 миллиардов рублей. В 2005 году железнодорожники перевезли в КНР более 7,6 млн т сырой нефти. В новом году РЖД намерена увеличить перевозки нефти в КНР почти в два раза — до 15 млн т. Однако если станция в Амурской области будет отгружать только с нефтепровода до 5 млн тонн нефти в год, то усилия железнодорожников пойдут прахом. Что мы видим сейчас? Несколько месяцев назад компания «Транснефть» окончательно определилась с «северным» вариантом прокладки нефтепровода. Напомню, в случае «южного» варианта труба с нефтью несколько лет строилась бы на территории Читинской области. В таком случае на местах ее строительства возводились бы и нефтепереливные станции, с которых нефть переливали бы в железнодорожные цистерны и увозили дальше в Китай от пока еще недостроенного нефтепровода. Читинская область бы получила от этого как инвестиции на строительство нефтепереливных станций, так и множество рабочих мест. Но главное – ЗабЖД получила бы максимальную загрузку «Южного хода», на что, вероятно, и рассчитывала дорога, когда начинался строиться участок. С неожиданным принятием «северного» варианта Читинская область вместе с «Южным ходом» железнодорожников лишились больших денег. Забайкальские депутаты все-таки «выбили» максимальное смещение строящейся ветки к югу, чтобы она хоть немного прошла по территории области. На это не повлияло даже решение Путина провести ветку в 40 км севернее Байкала. Но легендарный «БАМ XXI века» - Южный ход остался не у дел. Что делает ЗабЖД? Подтверждает, что в связи со строительством нефтепровода участок «Южный ход» перестает быть главным маршрутом поставок нефти в КНР. Его намерены загрузить составами с сибирской древесиной и товарами широкого потребления из Китая. Об этом президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин говорил еще месяц назад во время своего визита в Читинскую область. В итоге участок дороги, на реконструкцию которого в итоге потратят около 14 миллиардов рублей, загрузят лесом, рудным концентратом и химической продукцией. Особые надежды железнодорожники возлагают на увеличение объемов импорта легковых машин китайских автозаводов. Так, во втором полугодии 2005-го в страну ввезли более 5 тысяч авто из КНР. При этом в долгосрочных прогнозах дороги нефть еще является основным грузом для Южного хода. Контракты, которые были заключены на перевозку нефти ранее, еще будут действовать. Вот только будут ли их продлять заказчики – неизвестно. Ведь гораздо дешевле перегнать «черное золото» по трубе практически до самой китайской границы, чем везти в железнодорожных вагонах через всю Читинскую область.

Назад к списку
Поиск: