Состоялся круглый стол «Проблемы в области применения контрольно-кассовой техники: пути решения»

04 мая 2006
В Московском деловом клубе «Собрание» состоялся круглый стол «Проблемы в области применения контрольно-кассовой техники: пути решения». Инициатором его проведения выступил Комитет ОПОРЫ РОССИИ по административным барьерам. Поводом ко встрече стало заседание Правительства РФ по вопросам поддержки и развития отечественного малого бизнеса, которое пройдет 11 мая с.г. В заседании приняли участие представители исполнительной и законодательной федеральной власти: начальник отдела госрегулирования в экономике Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития РФ Дмитрий Шаблинский, председатель Экспертного Совета по налоговому законодательству Комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ Михаил Орлов. Активно в работе заседания участвовали представители ФНС, ФСБ, МВД, сферы производства и обслуживания контрольно-кассовой техники, члены ТПП РФ и, разумеется, сами предприниматели. Председателем заседания выступила Председатель Комитета, Руководитель Центра экспертизы проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ Дина Крылова. Открывший заседание, председатель Экспертного Совета по налоговому законодательству Комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ, член Экспертного Совета ОПОРЫ РОССИИ Михаил Орлов сразу акцентировал внимание участников мероприятия на двух ключевых вопросах: кто должен использовать и для чего нужна контрольно-кассовая техника? По его мнению, обязательность применения ККТ для плательщиков ЕНВД ничем не обоснована. «Самым новомодным мифом в правительственных ведомствах» эксперт назвал присвоение ККТ функции защиты прав потребителей. В случае возникшего между покупателем и продавцом инцидента в суде необходимо будет представить подтверждение потребительской сделки, доказывал М. Орлов. И в качестве такого подтверждения может выступить не только кассовый, но и товарный чек. Зато далеко не в каждом кассовом чеке приобретенный товар указывается по позициям, что обычно и требуется от документа. Исчерпывающими были объяснения Председателя экспертного Совета Госдумы и по поводу несостоятельности определения для ККТ функции контроля над объемом выручки, для последующего расчета базовой доходности. Реальное положение дел показывает, что серьезных функций для поставки государству объективной информации об объеме розничных продаж контрольно-кассовая техника на самом деле не выполняет. Да эти цифры нигде и не могут учитываться, потому что, по словам Орлова, в разы не совпадают с реальным положением дел. Перейдя к теме закона о ККТ, эксперт напомнил аудитории известную поговорку «Закон суров, но это закон». И заметил, что как юрист он «неоднократно сталкивался с тем, что пресловутая суровость закона актуальна не для всех». В подтверждение этого М. Орлов привел пример того, как в одном из павильонов, «прямо напротив здания ФСБ», торгуют видеопродукцией «безо всякого кассового аппарата». «Меня пугает не столько то, что они нарушают, а то, что не боятся нарушать закон», сообщил он. И, сделав вывод о том, что «такой дифференцированный подход к исполнению закона не менее губителен, чем его невыполнение», эксперт отметил особую актуальность сегодняшнего совершенствования закона об использовании ККТ. «Чтобы правила использования контрольно-кассовой техники были понятны и едины для всех, кому будут предписаны», подчеркнул Председатель Экспертного совета Госдумы. Точку зрения М. Орлова о том, что особой роли в защите прав потребителя кассовые чеки не играют, поддержал и заместитель директора департамента по законодательству ТПП РФ Сергей Васильев. Однако выписывать чек в розничных магазинах с большим наплывом покупателей, наверное, все-таки не очень удобно, заметил представитель ТПП. А вот, к примеру, на строительном рынке, где покупателей немного, товар дорогой, да и с розетками, как известно, дефицит, по его мнению, было бы проще выписывать товарные чеки. Самое активное участие в прениях круглого стола приняли представители Ассоциации производителей ККТ, а также центров технического обслуживания (ЦТО) контрольно-кассовой техники. Оппонентами которых, в свою очередь, выступили предприниматели. При этом возникшее между ними противостояние было настолько энергичным и эмоционально насыщенным, что начальник отдела Департамента государственного регулирования Минэкономразвития РФ Дмитрий Шаблинский сумел получить слово только, когда утихли основные страсти. Ситуацию представитель МЭРТ охарактеризовал как «большую пропасть» между предпринимателями и производителями ККТ - членами НП «Российские ассоциированные организации по контрольно-кассовой технике», а также представителями фискальных органов власти. «И ни одного мосточка между вами», подчеркнул Шаблинский. Высказывая свою позицию по проблеме ККТ, начальник отдела госрегулирования в экономике Департамента МЭРТ заметил, что «основные процессы, связанные с эксплуатацией контрольно-кассовой техники сегодня не оптимизированы». В этом, по его мнению, и заключается проблема. Настаивая на необходимости ККТ для ЕНВД-плательщиков, производители ККТ прежде всего защищают свои коммерческие интересы. Так как, разумеется, не хотят терять значительный сегмент рынка. В то же время представитель НП «Российские ассоциированные организации по контрольно-кассовой технике» - к слову, будущего члена Некоммерческого Партнерства «ОПОРА» - директор ЗАО «Научно-исследовательский институт контрольно-кассовой техники» Анатолий Востриков особых причин для противостояния со стороны предпринимателей не видел. «Никакого антагонизма между нами нет», заверил он предпринимателей. И пояснил свою позицию: «мы - за то, чтобы государство определило, наконец, свою политику. Но если уже эти законы приняты, то давайте их исполнять». Однако, по признанию предпринимателей, «исполнять эти законы» на самом деле не так просто. В особенности, малым предпринимателям-плательщикам единого налога на вмененный доход». По их единодушному признанию, ККТ в сегодняшнем виде - со стоимостью в 16-18 тысяч за аппарат, неоправданно дорогостоящей ЭКЛЗ по 6 тысяч рублей в год, с дополнительными издержками в обслуживании в ЦТО – являются «бременем». И, по выражению заместителя руководителя Московского отделения ОПОРЫ Натальи Чудаковой, очередным налогом от государства. Фискальную функцию ККТ, а также функцию отслеживания оборота выручки для плательщиков ЕНВД Чудакова без обиняков охарактеризовала «несусветной ерундой». Однако говорить только о негативных моментах на круглом столе было бы неверно. В ходе заседания предприниматели получили возможность высказать свое недовольство качеством обслуживания ККТ в Центрах технического обслуживания напрямую представителям недавно образованной Российской ассоциации центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин. Представители Российской ассоциации производителей кассовой техники Анатолий Востриков, а также присутствовавший на заседании гендиректор ОАО «ПРО-САМ» Николай Имамбаев пообещали разобраться в ситуации с явно завышенной ценой контрольно-кассовых аппаратов, а также их некачественностью. В свою очередь, готовность к конструктивному диалогу продемонстрировали и члены ОПОРЫ. Так, только что приехавший в Москву координатор по Дальневосточному Федеральному округу, лидер Магаданского областного отделения ОПОРЫ РОССИИ Александр Кандыбко, обращаясь к своим оппонентам по ККТ, сообщил интересные факты. В ходе проведенного силами его единомышленников опроса в области выяснилось, что практически 100% предпринимателей из 12 тысяч опрошенных оставили бы контрольно-кассовый аппарат на своем рабочем месте. И только исключительно ради удобства. Разумеется, при условии того, что его стоимость не останется непомерно-высокой за счет ряда явно избыточных функций и слабо мотивированных издержек за счет предпринимателя. В ходе заседания также прозвучали мнения предпринимателей и экспертов об избыточности контроля фискальных данных с помощью ЭКЛЗ. Причиной назывались высокие издержки предпринимателей при ее использовании. С чем представители ФСБ не согласились. Представитель Ромспрома посетовал на отсутствие в течение последних 2-х лет реестра ККТ, предусмотренного соответствующим законом. Однако, как пояснил представитель Минэкономразвития Дмитрий Шаблинский, это связано с различием в позициях Министерства промышленности и МЭРТ по формированию данного реестра. Подводя итоги заседания, председатель Комитета ОПОРЫ РОССИИ по административным барьерам Дина Крылова подчеркнула важность начавшегося сегодня диалога между производителями ККТ и потребителями – предпринимателями. Диалога непростого, но по-настоящему нужного - и предпринимателям, и представителям власти, и, по их собственному признанию на заседании ОПОРЫ РОССИИ, производителям ККТ. Пресс-служба ОПОРЫ РОССИИ

Назад к списку
Поиск: