Обезьяна с гранатой. Часть I. Транссмерть.

04 мая 2006
Решение президента Путина "отодвинуть" нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан" ввело российскую общественность в некую эйфорию и отвлекло внимание от общих проблем этого нефтепровода, которые способны сделать его прокладку нецелесообразной в принципе. Идея возникновения идеи прокладки нефтепровода по "северному" варианту, то есть вдоль трассы БАМа, принадлежит еще компании ЮКОС, которая в свое время получила жесткий отпор экологов в ответ на идею нефтепровода вдоль Транссиба. Не возражая в принципе против такого нефтепровода, экологи указали на недопустимость его прокладки по заповедной Тункинской долине, а также по берегу Байкала. Тогда ЮКОС выступил с идеей "северного" варианта, от Тайшета до Усть-Кута, вдоль трассы БАМа. В проекте ЮКОСа, однако, нефтепровод должен был закончиться на Усть-Куте, а дальше нефть транспортировалась бы по трассе БАМа, в традиционных железнодорожных цистернах. Причиной выбора такого варианта была крайняя сложность прокладки нефтепровода в условиях горной тайги и высокой сейсмичности. В этих районах, в отличие от относительно надежных железнодорожных цистерн, нефтепровод оказывается совершенно беззащитным перед разного рода природными явлениями. Именно "северный" проект ЮКОСа был положен в основу проекта Транснефти. Однако, в отличие от ЮКОСа, проектировщики Транснефти не стали особо церемониться с природоохранными зонами Байкала, севера Читинской области и бухты Перевозной, а попросту спроектировали нефтепровод вдоль всей трассы БАМа. Трудно сказать сейчас, что именно привело руководство Транснефти именно к такому варианту. Вполне вероятно, это было стремление монополизировать предполагаемый маршрут поставки нефти в страны АТР и не дать возможности развития своему конкуренту - РЖД. Действительно, в случае прокладки нефтепровода, Транснефть полностью берет в свои руки все поставки нефти в Сибири, а РЖД терпит колоссальные убытки. Еще более сложно сказать, почему президент Путин полностью принял сторону Транснефти и настаивал на ускорении строительства нефтепровода. Есть мнение, что президенту Транснефти Семену Вайнштоку удалось убедить Путина в стратегической значимости этого нефтепровода и нецелесообразности перевозки нефти традиционным способом - железнодорожными цистернами. Зная способности Семена Вайнштока в манипулировании фактами и цифрами, можно предположить, что гуманитария Путина, не имеющего фундаментального инженерного образования, убедить в особой значимости нефтепровода было несложно. О реальных экономических характеристиках нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" мы поговорим чуть ниже, а пока обсудим социальные и экологические последствия нефтепровода, если он когда-либо будет построен. Пресловутый вопрос сохранения Байкала является первым по важности, но далеко не последним в ряду проблем, возникающих при прокладке нефтепровода по его "неправленому" проекту. Напомним, что в условиях прохождения нефтепровода непосредственно по берегу Байкала, на уступе Байкальского хребта (а больше его проложить в этом месте негде), труба подвергается воздействию землетрясений силой до 12 баллов, оползням, селям и низким температурам практически 8 месяцев в году. Для гибели всего уникального животного мира Байкала вполне достаточно объема нефти от 10 до 22 тысяч тонн, которая способна покрыть поверхность озера сплошной пленкой и прекратить доступ кислорода всем его обитателям. Реальны ли такие масштабы разливов? Вполне. Несмотря на то, что Транснефть планировала делать промежуточные задвижки на нефтепроводе в районе Байкала не через 32 километра, как обычно, а через 5, объем нефти, помещающейся в пространстве между такими задвижками, при диаметре трубы в 1,4 метра, составляет 7700 кубометров, или около 8 тысяч тонн. Причем этот объем выльется в Байкал при условии мгновенного перекрытия задвижек, чего в реальных условиях никогда не происходит, а, следовательно, при землетрясении и последующей аварии выльется гораздо больше. Еще одной опасностью для экологии Байкала (и не только), хотя не такой критической и не такой явной, является высокая вязкость нефти. Не секрет, что в районе Северобайкальска уже в середине августа выпадает снег и случаются минусовые температуры, а в январе-феврале столбик термометра может опускаться ниже 55 градусов. В этих условиях нефть придется подогревать, причем через очень короткие расстояния. Нет никаких сомнений в том, что Транснефть не будет создавать никаких принципиально новых решений, а пойдет испытанным по Западной Сибири путем - то есть будет подогревать нефть той же самой горящей нефтью. Объем поднимающихся при этом в воздух диоксинов, сажи и канцерогенных веществ подсчитать вполне возможно. С изменением трассы нефтепровода опасность уничтожения фауны Байкала не снижается. Пока неясно, как именно будет изменен маршрут прокладки нефтепровода, так как Транснефть опять загадочно молчит, косвенно подтверждая тем самым предположения (вполне обоснованные!) своих оппонентов о полном отсутствии сколько-нибудь продуманного проекта строительства. Безусловно, для Транснефти колоссальным экономическим подспорьем явилось то, что трасса нефтепровода была изначально спроектирована вдоль трассы Байкало-Амурской магистрали, что в сотни раз удешевляло проект и делало ненужными какие-либо дополнительные изыскания. Даже незначительный отход в сторону ввергает Транснефть в необходимость освоения новых территорий, создания новой инфраструктуры, постройку поселков, что может замедлить строительство нефтепровода на годы или вообще заморозить его. Естественно, что Транснефть будет пытаться при первом же удобном случае вернуться обратно на трассу БАМа, вероятнее всего, попросту описав знаменитую "загогулину Путина" на расстоянии 40 километров от берега Байкала. В этом случае Транснефти никак не избежать долины Верхней Ангары, как раз по которой и проходит Байкальский тектонический разлом. Именно в этой долине, вдоль которой идет трасса БАМа, происходит до 2 тысяч землетрясений в год, в том числе случаются и силой 9-11 баллов - и не раз в 5 тысяч лет, как постулируют эксперты Транснефти, а примерно раз в 30-50 лет. Протяженность долины, от станции Северобайкальск до Северомуйского тоннеля - 240 километров, а с учетом "загогулины Путина" - 200. Любой разрыв нефтепровода на этом участке трассы приведет к значительному разливу нефти, которая с весенними водами, так или иначе, попадет в Байкал, попутно загубив Верхнюю Ангару. Еще более серьезные проблемы нефтепровода связаны с инженерным проектированием в горных условиях. Как известно, на участке БАМа от Усть-Кута до Читинской области строители были вынуждены построить три больших тоннеля - под перевалами Даван, Северомуйский и Кодар. Несмотря на длительное проектирование магистрали, первые изыскания которой относятся, как известно, еще к 1933 году, советским проектировщикам так и не удалось обойти эти три ключевых узла, затормозивших строительство БАМа на несколько лет. В случае прокладки нефтепровода вдоль трассы БАМа Транснефти придется проводить нефтепровод прямо по этим тоннелям. Несмотря на клятвенные заверения вице-президента Транснефти Сергея Григорьева о том, что его компания никогда не пойдет на подобное безумство, другого выхода у Транснефти попросту нет. Тоннели - это единственный путь от одного конца каждого перевала до другого. Вполне вероятно, что Сергей Григорьев никогда не был на БАМе и просто не видел отвесные стены упомянутых перевалов, которые очень любят покорять иркутские и бурятские альпинисты. Безусловно, над каждым из перевалов проходит объездная дорога, по которой идут автомобили. Дело в том, что железнодорожные тоннели являются государственными стратегическими объектами, куда не пускают даже пешеходов, не говоря уже об автомобильных потоках. Однако прокладывать нефтепровод над перевалом совершенно недопустимо по техническим условиям - уклоны автомобильного "серпантина" иногда достигают 40 градусов, в то время как предельный допустимый наклон нефтепровода - 10 градусов. Таким образом, нет никакого сомнения в том, что изначально проект Транснефти предусматривал именно прокладку нефтепровода по тоннелям, вдоль железнодорожных путей. Колоссальная опасность такого проекта очевидна: БАМ электрифицирован, трение металлических колес о рельсы неизбежно вызывает искры, и соседство всего этого хозяйства с взрывоопасной трубой может иметь катастрофические последствия, в том числе и для пассажиров проходящих по БАМу поездов. Решить эту проблему можно только в случае выбора "ленского" варианта нефтепровода, но даже в этом случае обойти перевал Кодар строителям Транснефти вряд ли удастся. А пока суть да дело - не пора ли задуматься о принципиальном подходе руководства Транснефти к вопросам безопасности будущего нефтепровода? Есть мнение, что высочайшая степень секретности, которой компания Транснефть окружила свой проект, связана как раз с подобными его деталями. Однако зоной Байкальского водосбора не заканчиваются проблемы нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан". На своем пути нефтепровод пересечет сотни рек, в том числе таких крупных, как Ангара, Лена, Витим, Олекма. Все эти реки несут пока еще достаточно чистую питьевую воду, являющуюся стратегическим запасом России. В случае даже незначительного прорыва нефтепровода в водосборе любой из этих рек жителям всех населенных пунктов, находящихся ниже по течению, придется долгое время жить на привозной воде, как это делают жители поселка Тыреть в Иркутской области. В случае выбора же "ленского" варианта нефтепровода, в обход долины Верхней Ангары, около 1000 километров нефтепровода пройдет непосредственно по берегу Лены и ее притоков, что в сотни раз увеличит вероятность загрязнения этой реки и гибели ее фауны. Немаловажно и то, что в Читинской области нефтепровод проходит как раз посредине районов традиционных кочевий эвенков. Олени - не люди, они по мостикам ходить не будут, и под трубу стадо не просочится.. Труба нефтепровода пересекает кочевые маршруты, полностью меняя весь образ жизни сибирской народности, неся им все прелести цивилизации и нерешаемые в принципе проблемы. Транснефть впервые ведет нефтепровод в подобных условиях - в горно-таежной местности, среди многокилометровой нетронутой тайги. Отсутствие опыта и спешка, в которой делается как проект, так и само строительство, не могут не привести к систематическим чрезвычайным происшествиям как на строительстве, так и во время эксплуатации нефтепровода. В частности, Транснефть совершенно не принимает во внимание типичные для Прибайкалья и Забайкалья лесные пожары, частота которых будет расти в районах строительства нефтепровода из-за хозяйственной деятельности человека. А между тем именно лесные пожары способны не просто нарушить функционирование нефтепровода, но и полностью его уничтожить. На летней сибирской жаре, когда разогретая нефть внутри нефтепровода интенсивно испаряется, любой лесной пожар может привести к взрыву нефтепровода на значительном расстоянии - что неизбежно обернется экологической катастрофой. А ведь кроме самой трубы, более-менее защищенной от внешних воздействий, на трассе нефтепровода находится большое количество инженерных сооружений, не защищенных ничем - подогреватели, насосные станции и т.д. Дмитрий Таевский, главный редактор БАБР.RU Продолжение следует. КОММЕНТАРИИ: 42469: San! 04.05.2006: Все больше и больше затея с нефтепроводом похожа на аферу. Деньги то на строительство государственные, а испокон веков спереть что-то у государства - святое дело. Типа, зароте ваши денежки в землю, полейте обильно нефтью и вырастет невиданное делево с золотыми листьями. Прямо страна дураков! Интересно, если предложить реализовать проект с жесткими экологическими условиями частным инвесторами найдется ли хоть один дурак готовый рискнуть своими миллиардами? А государство что, государство стерпит. 42475: sergey 04.05.2006: Действительно 100% афера,причем прослеживается полная безответственность властей в случае аварии на нефтепроводе,а сами знаете что безаварийных нефтепроводов в мире не бывает. Ведь действительно,когда его построят,все будут поставлены перед состоявшимся фактом что есть то есть.Будут латать до бесконечности и так и угробят и Байкал и окружающий ландшафт. Тут где-то писали про Когалым,что аварии на нефтепроводе зимой от низких температур вещь постоянная,так что Байкалу однозначно приговор будет приведен в исполнение что бы вайншток там ни пел. Упрямость транснефти просто поражает,равнодушие кремля тоже! Это преступление мирового масштаба,нет оправдания этой власти!

Назад к списку
Поиск: