РУССКАЯ ИДЕЯ - ПЕРЕСПЕКТИВЫ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

30 мая 2006
«Ибо народы, - как личности. Их
воспитывают века, как людей
воспитывают годы…». Чаадаев.

Мы не стремимся переосмыслить статью А.Л Янова, а рассматриваем нынешнюю ситуацию совершенно с другой точки зрения. С точки зрения глубинной психологии или психологии коллективного бессознательного или еще яснее с позиции менталитета четырех соционических квадр, налагая все это понимание на теорию этногенеза Л. Гумилева. Исходя из того, что этногенез нами рассматривается в середине между биологическим и социальным развитием народа и географического пространства. Поэтому для нас рассматриваемая «Русская идея», это не привычная социально-политическая идеология, характерная для развитого национального государств, - она для нас содержательно напоминает сгусток накопленных веками духовных идей.

Нам очень близка точка зрения О. Генисаретского выраженная в статье «Культурно-психологическое измерение Евразии» опирающуюся на мысли бурятского профессора Н.В. Абаева о балансе интересов - индивидуально-психической личности и социально-культурно деятельности народа.

ПСИХОЛОГИЯ квазиидеологии

Россия с веками выработала четыре основных духовных доктрины, которые сейчас, грубо перемешаны и используются различными политическими силами для самых разнообразных целей. Вся эта идеологическая эклектика, сегодня называется довольно понятно и просто - «Русской идеей».

Несмотря на свою внешнюю похожесть, эти четыре идейные концепции разнородны, в культурном, экономическом, психологическом и социальном плане. Мы попытались понятно собрать и рельефно разделить разбросанные идеологемы и их уже видимые последствия превращенные в образные политические доктрины .

1.Россия - как мировой духовный лидер. (Первая квадра) Непатрического синтеза. Как ее назвал С. Хоружий ( в статье «Судьба славянофильской идеи в 20 веке») Россия - как новая Эллада ,колыбель будущей новой цивилизации . Искренность и высочайшая духовность идей православия . Россия - место рождения новой вселенской культуры. Эта идеология первой квадры, обладающей дальнозоркостью и живущую придуманными идеальными этическими образцами Они строят свои «города солнца» или становятся проповедниками борьбы с мировым злом. Своим духовным горением вдохновляя на практические дела вождей второй квадры.

Первые образцы демократии.(Новгородское вече) Соборность. Царь – как помазанник божий. Самодержавие. Православие. Народность. Россия во все времена – женского рода, как женщина - страдалица, которая переживает мучения за всех. Она по- женски отдалась Чингиc–хану поглотив его, и этим сохранила Европу, остановила стремительного Наполеона , приняла на себя главный удар взбесившейся фашисткой Германии и победила в этой смертельной схватке и вынесла долгий коммунистический эксперимент.

Россия – должна дать миру эпоху нового Просвещения. Она мыслится, как - София - мать мудрости, четвертый элемент божественной троицы. Русская духовность по их убеждению – это вся народная мудрость патриархального мира. Спасительное единение с государством, должно всегда оформлять волю большинства народа. Современным продолжением этой концепции стали идеи сохранения Советского Союза выдвинутые людьми первой квадры академиком А. Сахаровым или проводимые проекты и реформы Путина.

2.Идея Всеславянского Возрождения (Известная идеология второй квадры) Панславянизм. Россия - это всегда защитница всех славян. Неизбежное противостояние мусульманскому давлению с Юга и одновременно используя исламский мир в качестве козырной карты в игре с Западом Духовная вражда с католицизмом и неприятие идей протестантизма. Россия - всегда старший брат. Желаемый симбиоз трех государств: России, Украины, Белоруссии. Сохранение единого общего культурного пространства. Сохранение бессознательного страха и тревоги в ожидании опасности с желтого Востока (Китай, Япония, Корея). (Соловьев). Их объединяет тлеющая гражданская война на Кавказе. Рост общего настроения общественной апатии и равнодушия демократических слоев населения. Рост ксенофобия, антисемитизма и шовинизма. С соседями-государствами противниками идет жесткая борьба с позиции силы, через повышения цен на сырье и энергию, запреты на ввоз продуктов и вина.

Основная экономическая идеология России - как сырьевой нефте-газовой империи и соединительного транспортного моста между Западом и Востоком, в ближайшие пять лет исчерпают себя. Возрождение патернализма государства. Сохранение видимости социальной справедливости. Общий рост благосостояния народа. Разложение единого этно-биологического пространства на федеральные округа. Ускоренная политизация общества и формирование новой русской национальной элиты.

3. Победная доктрина. Россия – равноправный член восьмерки развитых стран . (Идеология русского консерватизма третьей квадры) Страна им представляется в образе Ильи Муромца, встающего в полный рост.

Россия – европейское национальное государство. Управляемая демократия. Имитация православных духовных традиций. Глухое неприятие идей либерализма. Всевластие государства. Рождение развитой европейской страны, которая своевременно отвечает на все вызовы времени Главная особенность общая рыночная цивилизованная форма социальной структуры государства. Слияние власти и бизнеса. Вхождение общее европейское политическое и экономическое пространство. Главный упор делается на ускоренное экономическое развитие, Россия рассматривается, как важнейшая составная часть мировой цивилизации.

Россия - родина русских. Рост национализма. Идейный застой. Подавление гражданского общества. Унитарная Федерация. Президент – как либерал - эксперт, правит, но не управляет. Правит в том значении, что поддерживает, или исправляет чужие ошибки, но не озвучивает своих идей и целей. Новое административное деление территории – как необходимый этап будущего объединения. Федеральные округа, как основы будущих республик. Подавление национальных идей и попыток к экономической самостоятельности регионов и неизбежное выхолащивание идеи самоуправления. Массовое Потребительское общество. Резкое нарастание социального и национального разделение и рост напряжения в обществе.

4. Евразийская идея. (Идеология четвертой квадры)

Идея совместного проживания Симбиоз народов на едином пространстве. (от Карпат до Хинган). Общее био-этническое поле. Четыре типа русских. Слияние Лесная Руси и Дикой Степи. Единый еще формирующийся новый суперэтнос. Открытость всему миру и восприимчивость всему новому. Целостность обживаемого природного пространства Самовыживание и эволюция малых народов. Формирование новых субэтносов. (к примеру сибирского) Абсолютная власть авторитарного государства - спасает быт природного человека. Жестокая форма правления успокаивает и дает сожительствовать разнородным этническим элементам.

На власть, там нельзя смотреть прямо, как на Медузу-Горгону. Поэтому власть всегда ужасна, анонимна, неумолима и таинственна. Духовное единение вокруг Православия, которое приобрело в России форму «языческого христианства».

Православие осознается большинством населения как доминирующая религия в государстве. Утверждается, что она вобрала в себя - все лучшие духовные традиции - из буддизма (созерцательность и смирение), универсализм и социальную справедливость (мусульманства), жесткую организацию (католичества), простоту и природность (язычества). Ведь известно, что в народе всегда была широко распространена полуязыческая смесь духовной обрядовости православия. Культурное противостояние единонациональным государствам Запада. Евразия противопоставляла - синтез целостности внутреннего разнонационального духовного и внешнего культурного мозаичного оформления природного пространства.

Парламентаризм, как и демократия понимается в России, как система власти - опирающаяся на волю большинства населения и единение вокруг общего лидера.

Расцвет культуры русского постмодерна. (от Дягилева и Кандинского до Эйфмана и Пелевина).

Диктатура новой имперской идеологии.

Формирование новой национальной идеологии сегодня по – нашему мнению возможно, только из этого представленного идеологического набора. Этим виртуозно пользуется, Владимир Жириновский, он, добиваясь неизменного успеха на выборах, и сохраняющий устойчивое политическое положение, тем что озвучивает ключевые слоганы и рефрены всех четырех идеологических доктрин. Декабрьские выборы в Думу поставили все на свое места, похоронив мечты либерально настроенной советской интеллигенции на быстрый успех и зафиксировал победу контрмодернизма и возрождение отжившего старого сознания.

А наша «старая - новая политическая элита», если глядеть и слушать Глеба Павловского снова заблудилась в « трех идеологических соснах». В их понимании государство как витязь на перепутье: «Налево пойдешь власть и деньги потеряешь, направо пойдешь проклянут и государство развалишь, а прямо пойдешь - свой демократизм потеряешь».

Ведь и в прошлом ,царизм как застарелая, но традиционно российская система государственной власти и загнивающая и потерявшая энергетику дворянская элита, не сумели ответить на вызов времени и в критический момент не смогли переломить себя и провести реформирование страны. Ведь к неизбежной грядущей социальной катастрофе нас приводит постоянное запаздывание. Отставание на столетия проведение назревших изменений, как это произошло с затягиванием отмены крепостного права. Это запаздывание и привело русское общество застрявшее в политическом отрочестве к 1917 году. Цейтнот исторического времени отведенного жизнью для модернизации страны, привел к власти большевиков. Ведь с гибелью Столыпина рухнула надежда, что политический процесс в России войдет в эволюционное, мирное русло развития. В октябре 1917 демократы упустили последний шанс когда А. Керенскому, не хватило воли и смелости генерала Корнилова, ровно на год опоздавшему выйти на политическую арену.

Большевики после Октябрьского переворота просто придали новую социальную оболочку Русской идее, сохранив при этом привычную форму государства-империи. Они просто завершили модернизацию страны через неизбежный процесс коллективизации и индустриализации кровавыми средствами государственного насилия, а затем сшили политическое пространство, с помощью страха, коммунистической идеологии и всеобщего подавления инакомыслия. Формируя и выращивая при этом новую социальную породу людей – пролетантов (пролетариев-интеллигентов), или как они утверждали новую социальную общность - советский народ.

Ведь рождение Советского Союза реализовало многое, что было задумано или даже не мечталось духовными отцами «Русской идеи». Коммунисты поразили мир скоростью социальных и экономических изменений, тотальным насилием над народом и масштабами истребления государством «чужеродных психологических элементов», возведенных в ранг «врагов народа» .

Но попытка решить, по- коммунистически национальную проблему, с помощью пролетарского интернационализма, породило сегодня проблему не борьбы двух миров, коммунизма и капитализма, (востока и запада), а схватку другого уровня и масштаба, которая приводит к созданию идеологии борьбы севера и юга с повсеместным ожиданием терактов или эпидемий .

Путину тихим и тотальным государственным насилием, пока удается сохранять единство и целостность государства временно перекрыв национальную идею социальной Ведь Советский Союз дал многим народам ложную надежду и обозначил возможный путь путь мирного обретения каждой национальностью или народом своей государственности, выстроило в СССР непонятную и малообоснованную иерархию народов, но и лишило самих русских национального государства. А абсурдное восстановление устаревшей модели экономики 20-х годов, и отказ от плана Маршала после Отечественной войны уже тогда подписало смертный приговор СССР, как государству. Все эти стратегические системные ошибки и промахи в последствии привели к неизбежному распаду Советского Союза.

Но мы, так и ничему не научились и вновь закладываем мины замедленного действия . для будущих поколений.

РУССКАЯ ДЕМОКРАТИЯ, ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Все попытки перенесения русского вариант симбиоза народов на европейскую почву доказали ее несостоятельность. расколом Чехословакии и кровавым распадом Югославии Схожий провал терпят США с их экспериментом «американского плавильного котла». Так же как «тлеющий конфликт на Кавказе» доказывает ошибочность для России, заманчивого для неолибералов пути форсированного создания русского национального государства. Трагический опыт Ливана, где цепляние за традицию в быстро меняющемся мир, при отсутствии политических изменений и общего понимания привело к расколу страны. Но даже этот опыт не научил наших неолибералов, что никакие быстрые экономические изменения, временный успех и эйфория роста благосостояния населения подобные Ливану, не окупят последствий новой гражданской войны.

Многим политическими силами сегодня становится понято, что у России другой временной исторический и социальный ритм, совершенно иное ландшафтно-природное пространство и другой интегральный менталитет интровертной массы населения.

Ясное понимание этих выстраданных истин всеми патриотами России, это не цепляние за идейную архаику и не политическая трусость и не уступка аполитичному «темному» народу.

Богатый опыт человечества, уже доказал, что возведение любой одной, самой правильной точки зрения или доктрины в абсолют, в стране без обратной связи в виде реальной свободы слова и демократии, обычно приводит к множеству трагических ошибок и просчетов. Которые бездушной государственной машиной искупаются истреблением и ломкой судеб миллионов людей.

Наша политическая традиция или русская идея –это тяготение к согласию соборности если угодно к консенсусу и непрмиримой борьбе добра со злом Это идеи детства любого государства или ядро идей простого природного общества.

Где главная проблема замкнута на выживании человека в тяжелой природной и социальной среде.

   

Соборность природного русского общества – противовес идее национального государства.

Идеология четвертой квадры предполагает, что коренные жизненные интересы всех людей совпадают. Поэтому не смотря на любой идейный. религиозный конфликт, в ситуации самовыживания народов, национальные группы опасаясь самоуничтожения будут вынуждены приходить к одному общему мнению

Но демократия – явление прямо противоположное соборности это порождение сытого социального общества, решившего проблемы голода и выживания народов. Демократия существует и саморазвивается только в развитом социального обществе.

Демократия основана на расколе общества и отнюдь не на единстве, этическом бессознательном противопоставления добра к злу, бедных богатым, народа власти.

Если угодно, идея разделения властей, лишь институциональное воплощение этой основной мировоззренческой идеи. Следовательно демократия, сама по себе не может служить тем, что соединяет людей. Она всего лишь надежный общественный механизм существования и согласования непримиримых интересов, которые существуют в развивающемся социальном обществе.

«Ведь Япония не копировала общество западного типа, Она ввела, только постоянную константу-демократию в свою политическую систему. Тем самым Япония обезопасила себя от застоя и исторических катаклизмов А все, что считается самобытностью и духовностью, артельная и общинная культура осталась. Поэтому Россия не должна слепо копировать и перенимать образцы Запада, она должна создать свою российскую демократию» - утверждает Александр Янов .

Эксперты хорошо знают, что динамика развития любой сложной

саморазвивающейся системы, когда при решении двух появляются еще четыре неразрешимых ситуации и обычно процесс такого роста нерешенных ситуаций идет по нарастающей прогрессии. Поэтому национальные проблемы такого уровня надо решать решительно и системно. Ошибкой мы считаем зашедший так далеко, процесс силового укрепления вертикали власти в России, ведь это все из набора унитарного единого государства, управляемого из одного центра. Все это пока вызывает эйфорию у «наших ястребов», но для того, чтобы им добиться полного всевластия(а только это считается в России полной победой ) им придется, разрушить федеральную конструкцию государства и строить унитарное государство, но сегодня это им не под силу. Федерация - это ведь совершенно другая государственная система и требует от вменяемой власти совершенно иных механизмов и инструментов воздействия. Наиболее перспективное решение власти, мы видим в создании федеральных округов, хотя это полумера и одноходовое решение, которое может превратится со временем в свою противоположность. Сегодня это эскизная форма или будущие инкубаторы формирования будущих субэтносов. Ведь живой и естественный процесс этногенеза в России был искусственно заморожен коммунистическим социальным экспериментом. Но сегодня он начинает явно и видимо проявляться. Наши неолибералы, пока не услышали толчков рождающегося национального государства. Это и малопонятная большинству попытка создания Уральской республики или требование поморов - признать себя малым народом. Это не сепаратизм и не просто местнический политический экстермизм окружения губернатора Росселя

Неизбежно через несколько лет, когда маятник общественных настроений качнется в другую сторону, наверняка будет устроена « показательная порка этих «врагов демократии и примкнувших к ним». Наши горе-реформаторы впервые в России получат за все грехи от царя Соломона до «царствия божьего». Это будет разгул демократического маккартизма, но он пока, слава богу, еще не стал нашим политическим опытом.

 

Контрреформы - это просто реакция власти на страхи российского общества

Политической элите наконец надо перестать смотреть на проблемы России глазами «западного человека». Ведь о том же «татаро–монгольском иге», которого никто в народе долго не осознавал по утверждению Льва Гумилева, русское образованное общество узнало впервые об монгольском иге из польских исторических хроник.

Приведем еще один понятный пример: Представим нашу Федерацию, как караван разнородных судов-регионов. Всем известно, что скорость любого каравана меряется ходом самого тихоходного судна.

И как бы сегодня не развивались и не богатели лидеры – регионы Москва, Санкт-Петербург или Новосибирск, народу в этой развивающейся экономической системе лучше от этого не станет.

Поэтому, по нашему мнению, чтобы начать длительно системно развиваться и сохранить Россию – как Евразию , надо всем перестать болтать о «ЕДИНСТВЕ» и о «СТАБИЛИЗАЦИИ». а глубоко и системно всматриваться в будущее России в этом быстроменяющемся мире. Поэтому деньги и все государственные, политические социальные ресурсы и усилия, мы думаем надо вкладывать не в Москву и в Питер, а в Тамбов или Чукотку.

 

Группа «Сибирский постмодерн» О. Аюрзанаев, В. Дашиев, Ю. Худяков


Назад к списку
Поиск: