Нью-Васюки Александра Тишанина

16 мая 2006
Визит в соседний Красноярск, судя по всему, не прошел даром для губернатора Александра Тишанина. Губернатор вернулся с новой идеей - объединить Иркутск, Ангарск и Шелехов в единый город-миллионник. Идея, нужно признать, не нова. Еще в советское время существовал долгосрочный проект развития Иркутска, в котором намечалось как раз такое объединение. Собственно, Ангарск и Шелехов и строились именно как города-спутники Иркутска, с прицелом на дальнейшую агломерацию. Однако советские аналитики предполагали, что такое объединение произойдет на базе динамичного развития тяжелой промышленности, и займет не один десяток лет. Вполне закономерно, что алюминиевое производство Шелехова тяготело к машиностроению Иркутска, а население областного центра должно было обеспечивать человеческими и научными ресурсами стремительно развивающуюся нефтяную и нефтехимическую промышленность Ангарска. Естественно, что после катастрофического развала всего иркутского машиностроения, вкупе со всей советской инфраструктурой, подобное объединение потеряло какой-либо практический смысл. В настоящее время от Шелехова до Иркутска - около 20 километров, и слияние в этом направлении действительно идет - но в основном за счет скупки под коттеджи домов в Смоленщине и разрастания коттеджного же Марково. А вот в сторону Ангарска Иркутск естественным образом не растет, и расти не может - никаких астральных причин строить дома поближе к ядовитым выбросам АНХК не имеется. Однако в силу крайне непростых особенностей муниципального управления всех трех городов идея объединения периодически все-таки всплывает на поверхность. Действительно, на фоне совершенно провального в плане муниципального хозяйства Иркутска, канухинский Ангарск выглядит вполне приемлемо, а успешные ангарские эксперименты с управляющими компаниями стали известны на всю Россию. Еще более привлекательно выглядит Шелехов, молодой и весьма успешный мэр которого не особенно-то скрывает, что делит власть - в той или иной мере - с могучим руководителем алюминиевого завода. Наиболее активно идея объединения муссировалась в предвыборной программе Алексея Козьмина на выборах мэра Иркутска. Фактически Александр Тишанин не придумал ничего нового, позаимствовав основные идеи объединения из крайне идеализированных прожектов Козьмина. Александр Тишанин, со свойственной ему решительностью, намерен сделать первые шаги к объединению уже в феврале 2007 года. Судя по всему, первым шагом будет референдум - и, помня об особом умении иркутского губернатора проводить референдумы по единственному (он же правильный) сценарию, в успехе объединения сомневаться не приходится. Рассмотрим, однако, идею объединения не с точки зрения популистской, а с точки зрения экономической. Чего в настоящее время не хватает Иркутску для развития хотя бы на уровне Красноярска? В первую очередь основы основ экономики - промышленности. Несмотря на всю тяжесть девяностых годов, Красноярск потерял очень малую долю своего промышленного производства. Иркутск же, под крокодиловы слезы областного и городского руководства, сменил вывески практически всех своих заводов на многочисленные пассажи и бомонды. Второе - это реальная конкуренция на рынке. Не секрет, что в настоящее время мелкий бизнес в Иркутске стремительно идет ко дну, вытесненный почти из всех сфер небольшой кучкой предпринимателей, имеющих выход на городские власти. За счет этого процесса арендная плата в наиболее привлекательных для бизнеса районах города находится на недосягаемой для мелкого предпринимателя высоте. А это, в свою очередь, приводит к тому, что в отсутствие реальной конкуренции, цены почти на все товары стремятся к бесконечности, а любой бизнес становится невыгодным. Третье - это жилье, тесно связанное с отсутствием каких-либо подвижек по реформированию ЖКХ в течение многих последних лет. Несмотря на видимость строительства жилья в Иркутске, на самом деле оно ограничивается точечной застройкой, причем сопровождается настолько большими откатами, что стоимость более-менее приемлемой квартиры вырастает до недоступных размеров. Кроме того, качество строительства также не вызывает ничего, кроме критики. Всем известен недавний скандал вокруг новостройки, дружно принятой соответствующей комиссией городской администрации. После первого же месяца эксплуатации выяснилось, что в престижном и дорогостоящем доме штукатурка была уложена прямо на минеральную вату, крыша оказалась вогнутой, а отопление вообще забыли подвести. Полная катастрофа же в сфере ЖКХ приводит к росту цен на вторичное жилье и к росту платы за коммунальные услуги - что опосредованно ведет и к росту арендной платы за наем жилья. Ситуацию способно изменить только широкомасштабное и недорогое строительство - которое тормозится всей системой местных властей, считающих строительный рынок своей собственной дойной коровой. Однако без дешевого жилья невозможно решить следующую проблему Иркутска - а именно привлечение в него населения. Люди, даже если они в каком-то умопомрачении и решатся переехать в крайне криминализованный, разъедаемый коррупцией и наркоманией город, попросту не смогут в нем поселиться. Негде. Отсюда проистекает весьма неутешительный для иркутского губернатора вывод. Ему будет просто некем заселить те 50 километров, которые отделяют Иркутск от Ангарска. И нечем застроить. В Иркутске попросту не хватит денег на откаты и взятки для такого строительства. В еще более таинственном свете видится экономика нового города. Фактически из трех компактных и потому хорошо управляемых городов губернатор предполагает сделать некоего монстра, вытянутого буквой "Г" на запад и юг. Первая же проблема, которая возникнет в этом будущем городе - это скорость и возможность перемещения по городу. Одно дело - жить в ангарском квартале "А" и работать на АНХК, доезжая на служебном автобусе до работы за 20 минут, и совсем другое - добираться из того же квартала"А" (уже иркутского) до Иркутского молокозавода в Солнечном. Как известно из опыта жизнедеятельности всех других крупных городов, без метро тут не обойтись - или как минимум без "надземки" типа Нью-Йоркской или Шанхайской. Однако метро или "надземка" - это весьма дорогостоящее предприятие, которое даже к советское время оказалось не под силу миллионному городу Новосибирску. В настоящее же время Иркутск сталкивается с тем, что не может построить даже не самый сложный мост через Ангару - что уж там говорить о метро, да еще и на расстояние в 50-70 километров. Безусловно, вопрос транспорта, как наиболее актуальный, пришел в голову и губернатору. Однако губернатор, на удивление некоторых технически грамотных журналистов, увел разговор в сторону, сославшись на некий "скоростной трамвай". Однако, чтобы довозить людей в приемлемые сроки из одного конца города в другой, этот трамвай должен идти со скоростью никак не менее 70-80 километров в час, а его безопасность можно обеспечить, только подняв на некоторую высоту над городом. То есть мы опять приходим к той самой безумно дорогой "надземке", на строительство которой в условиях Иркутска просто не хватит денег. Между тем следует вспомнить о том, что диаметр "Большой Москвы" (то есть диаметр МКАД) составляет всего-навсего 40 километров - то есть в два раза меньше предполагаемого расстояния между самыми дальними концами будущего "Большого Иркутска". Фактически Александр Тишанин предполагает строительство города, вдвое превышающего Москву по габаритам. О проблемах Москвы всем известно - доехать из дома на МКАД до работы в центре даже при наличии метро практически невозможно. Кроме того, у большого города типа Москвы существует масса других проблем - в первую очередь экологических. За последние 10 лет в Москве не родилось ни одного ребенка без легочной патологии, рост онкозаболеваний превышает все разумные пределы, москвичи подвержены постоянным стрессам и постоянно живут в режиме "крысиных гонок". О чистой воде, пригородных лесах и прогулках по парку также придется забыть. Навсегда. Единственное, чем такой образ жизни оправдан - это высоким зарплатами, однако предполагать такие зарплаты уже через год-два в Иркутске нет никаких экономических оснований. Еще одна колоссальная проблема будущего мегаполиса - это его структура. В случае объединения "по Тишанину" исторический и административный центр оказывается на окраине, что в принципе неудобно и неприемлемо. Александру Тишанину придется строить новый административный центр где-то в районе нынешнего Мегета, что потребует затрат, вполне сравнимых с затратами на строительство "Москва-сити". Однако если дойной коровой для финансирования "Москва-сити" являются раздувшиеся от денег московские корпорации, то "Иркутск-сити" придется строить все из того же тощего городского бюджета. Идея Александра Тишанина, безусловно, любопытна. В теории. На практике же она близка к идее поставить на "Запорожец" двигатель от КАМАЗа. Именно поэтому существуют серьезные основания предполагать, что идея о "Большом Иркутске" является чистой воды аферой. Вопрос лишь в том - каковы истинные цели этой аферы. И - главное - кому она на руку. Дмитрий Таевский, БАБР.RU 16.05.2006 © Информационный центр "БАБР.RU"

Назад к списку
 Поиск: