ИГРЫ НА ОБОЧИНЕ

01 июня 2006
31.05.2006 г. Завтра - лето. Даже как-то не верится. Еще вчера изо рта валил пар, а теперь от цен бросает в жар. Уходил ночью, приходил ночью, питался в одиночку и впрок, а теперь с первыми лучами солнца тянет на подвиги. О перестройке в календарном цикле организм убеждают только народные приметы. Дни стали длиннее, ночи короче, горячая вода в ванной холодная, сахар подорожал, кредит по паспорту, пиво на розлив, мужики как пили зимой, так и пьют, женщины, оказывается, ходят ногами, депутаты похожи на людей и т.д. Но самая точная примета перемен: на заднем сиденье маршрутки можно наконец-то без ругани усесться вчетвером. Здравствуй, лето! Дожили, вернее, докатились. Маршрутки стали достопримечательностью города, передвижным пунктом размена отечественной валюты, точкой сбыта и любимым времяпрепровождением горожан. Появился новый вид азартных игр. Народная букмекерская контора. Ставки принимаются на остановках. Что-то вроде классического “очка”, только не в “21”, а в “111”. Вместо карт из колоды выскакивают “микрики” с цифрами маршрутов. Часто бывает “перебор” - когда вдруг из-за поворота вылетит маршрут, скажем, 63-й или 95-й. Идеальное “очко”, и нередкое, когда подряд три микроавтобуса № 37. Споры возникают, если маршрутки с нарушениями правил обгоняют друг друга и несутся “нос к носу”. Один раз я видел, как “зебру”, словно финишную ленту, синхронно пересекли три маршрутки. Попробуй, докажи, какая карта выпала! Им - гонки, а у людей на кону бабки! На обочине случаются потасовки. Согласитесь, без “микриков” жизнь наша была бы менее духовно наполненной. Дошкольники, вертя головками, учатся по ним считать и читать. И в самом деле, почему их так много? Хотелось бы поменьше, а то у нас, двуногих, в глазах рябит от двузначных цифр. Но “отмороженные” летом не тают. Это круглогодичная напасть. Они напали на город на исходе тысячелетия, как саранча, и, отплевываясь вонючими черными струйками, медленно пожирают его. Листок за листком, конечность за конечностью. Они плодятся, как кролики, и неуловимы, как тараканы. Может, посыпать их дустом или фумитоксом? Тщетно. Эти мутанты закалены, как стальные крысы нового поколения, морозоустойчивы, как мичуринская порода, не снимают свитеров в жару, сбиваются в стаи, как дикие животные, умны, как человек, и могут на бегу дать сдачу. Осторожно, двери закрываются... “Отмороженные” - так называлась февральская публикация “Предварительных итогов”, посвященная маршрутным автобусам. Третья по счету. Задолго до нынешней критической волны в СМИ, поднятой после трагедии на Селенгинском мосту, “Итоги” первыми обратили внимание на составные неизбежного ДТП: водитель в опасной роли кондуктора, расчет пассажиров на ходу, перегруз, превышение скорости, явный переизбыток маршрутов и др. А также то, что корейские микроавтобусы не соответствуют требованиям безопасности. В ряде городов России эти марки машин запрещены к эксплуатации, а в крупнейших, таких, как Екатеринбург, микроавтобусы в роли пассажироперевозчиков отсутствуют как понятие. Для этих целей, писали “Итоги”, в цивилизованных городах используются трамваи, автобусы, троллейбусы - общественный транспорт. Назвать “микрики” общественным транспортом рука с 9 рублями не поднимется. Теснота, невозможность провезти малый багаж, сомнительная скорость. Однажды мы с товарищем поспорили, чей вид транспорта быстрее. Он сел в трамвай на “Саянах”, я в микроавтобус. Уговорились встретиться у гостиницы “Одон”. Так вот, из-за двух пробок на ул. Бабушкина и на Элеваторе, которые создали в основном сами же “микрики”, товарищ ждал меня в конечном пункте эксперимента еще четверть часа. Проигравший повел победителя в ресторан. Хорошо мы тогда посидели, хорошо... Впрочем, мы отвлеклись. Общественный транспорт называется таковым не потому, что владелец его, предприниматель, заключил договор с мэрией, а потому что заключил договор с ОБЩЕСТВОМ. И должен следовать его моральным нормам.“Отмороженные” водители микроавтобусов отказались доставить обмороженного куда следует - об этом и шла речь в февральской публикации. То был пролог к апрельской драме. Спустя три месяца от пассивной формы членовредительства “отморозки” за рулем перешли к активному физическому вреду. Такой вот “мост” к Селенгинскому мосту. Между прочим, завтра День защиты детей. Защищать их надо от многого. В том числе от маршруток-убийц. Взрослый защищен житейским опытом и знает, что “зебра” еще не гарантирует сохранность жизни. Ребенок верит в лучшее - в то, что правила нарушать нельзя. Так его учат. Ему неведомо, что за рулем можно пить, колоться и делать прочие нехорошие поступки. Медики установили, что у ребенка до 11 лет нет бокового зрения. У водителей, на ходу считающих деньги, его тоже нет. Случайные люди за рулем маршруток играют нашими жизнями, как картами. Боковое зрение госчиновников, когда-то открывших за бочку меда городские ворота для автосаранчи, вышло рядовым жителям боком. Но игры на обочине закона продолжаются. Принимаются ставки, крутятся колеса и деньги. Что ж, до общественного по звучанию и содержанию транспорта нам далеко, а пока потребитель вправе требовать в салоне микроавтобуса: а) наличие кондуктора; б) наличие в каждом пассажирском ряду сигнальных кнопок; в) наличие у водителя отметки о прохождении предрейсового медконтроля. Три обязательные карты. Искомое “очко”. Кровавой драме на Селенгинском мосту - ровно месяц. Обличительный вал в СМИ стихает - тема спускается на тормозах. До нового громкого ДТП? Упомяну, о чем забыли мои коллеги: после 11 часов некоторые “микрики” используются для развоза “ночных бабочек”. Полный криминальный букет. Явный “перебор”. Геннадий БАШКУЕВ.

Назад к списку
Поиск: