Выступление президента ОПОРЫ РОССИИ на заседании Правительства РФ

05 июня 2006
«Правительству России, Министерству экономического развития и торговли удалось за последние полтора года сделать для российского малого бизнеса больше, чем было сделано за предыдущие десять лет. Прорыв в этой области налицо, но все-таки сохраняются встречные векторы, мешающие развитию малого бизнеса. Издержки В ОПОРУ поступают обращения - от отдельных предпринимателей и отраслевых ассоциаций – жалобы на действия чиновников самых разных уровней. По данным нашего со ВЦИОМ прошлогоднего исследования в среднем по России 8,5% выручки малых предприятий идет на незаконные выплаты. Более 65% респондентов считают, что практика решения проблем с помощью взяток имеет место и более 40% считают, что эта практика широко распространена. Необходимо законодательно предоставить возможность структурам гражданского общества обжаловать незаконные решения и выступать в судебном процессе и в интересах своих членов, и в интересах неопределенного круга лиц (без доверенности). Это повысит и эффективность защиты, и разгрузит судебную систему. Дополнительный плюс - это сделает институты гражданского общества настоящей силой, способной продвигать реформы, и особенно – административную. Особое место в системе непроизводственных издержек занимает милиция, которая никак не желает расстаться со своими полномочиями на потребительском рынке. В 2004 году доля жалоб на милицию - от числа всех обращений поступивших в Бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей ОПОРЫ - составляла примерно 6%, в 2005 - уже 16%. А за 5 месяцев текущего года – 20% от общего количества обращений. Получается, что Президент говорит милиции – хватит «шастать по ларькам», но в своем стремлении сохранить это право милиция пускает вход весь стандартный набор аргументов – разгул преступности, угроза жизни и здоровью граждан, недополучение бюджетом «штрафных денег». Наша позиция - незачем человеку с оружием проверять ценники и санитарные нормы! Тем более, что, по данным Роспотребнадзора, более 80% их актов попадает в «корзину» из-за некомпетентности составлявших их сотрудников милиции. Отдельно отмечу эффективное взаимодействие в области защиты прав предпринимателей у нас с Генеральной прокуратурой. Но этого недостаточно – нужен системный подход. Налоги Упрощенная система налогообложения. Проблема - ограничение по обороту 20 млн. руб. Главный аргумент – средние компании будут «дробиться». Так не бывает. А вот малые, успешно развивающиеся компании, чтобы остаться в рамках УСН – клонируют себя. Для принятия решения об увеличении планки нужен внятный анализ выпадающих доходов бюджетов. За два года споров по этой проблеме ни Минфин, ни ФНС такой анализ не сделали. Спор идет «на пальцах». Другое решение, которое необходимо для предприятий, применяющих специальные налоговые режимы, - возможность добровольной уплаты НДС. Без возможности уплатить и представить к зачету НДС, такое предприятие не может эффективно включиться в цепочку контрагентов и выполнять заказ средних и крупных компаний. Упрощение отчетности. Мы имеем десятки страниц отчетности по УСН, за сотню – по общей системе, включая плательщиков ЕНВД, для которых отчетность избыточна оп определению. Мы надеемся, что из протокольного решения не пропадет раздел, касающийся отмены применения кассовых машин плательщиками вмененного налога. А это 32% всех малых предпринимателей. ЭКЛЗ – чудо-изобретение, которое, по мнению разработчиков, является элементом национальной безопасности. На деле, если стоимость кассового аппарата – 5-7 тысяч рублей, то с ЭКЛЗ она возрастает до 20 тысяч и выше. Банальный монополизм. Плюс обслуживание. Плюс частая необходимость (практически раз в полгода) замены ленты, которая «забивается». Приватизация муниципального имущества Сегодня развитие малого предпринимательства отнесено к вопросам местного значения. Ключевые ресурсы для малого бизнеса находятся в ведении именно местной власти. Во-первых, «непрофильное» муниципальное имущество. Важно часть муниципальной собственности сохранить целевым образом для развития малого предпринимательства с соответствующими ограничениями по перепрофилированию, категориям и пр. Это даст возможность на местном уровне создавать условия для вновь создаваемых предприятий. Кстати, часть бизнес инкубаторов по программе МЭРТ создается в регионах именно на основе муниципального имущества. В то же время, мы бы не стали сбрасывать со счетов и вопрос о предоставлении субъектам малого предпринимательства – добросовестным арендаторам, возможности приватизации арендованных помещений вне аукциона. Надо найти способ предотвратить возможные злоупотребления. И сделать это при серьезном контроле со стороны институтов гражданского общества. Для ограничения спекуляций можно предусмотреть 3-х или даже 5-ти летний мораторий на перепрофилирование и перепродажу приватизированных таким образом объектов. Еще один важный момент - низкая компетентность самого самоуправления. Наглядный пример – регулирование ЕНВД: корректирующие коэффициенты К2 устанавливаются по максимуму без объективного экономического обоснования. Неэффективность местного самоуправления выливается в необоснованные ставки аренды, вся прибыль от которых оседает в карманах «прокладочных» компаний. Вот мы сейчас заседаем, а в Волгограде в эту минуту идет митинг местных предпринимателей против действий администрации Евгения Ищенко. Закон о развитии малого предпринимательства и координация ФОИВ Законопроект о политике по развитию малого предпринимательства беспрецедентно публично обсуждался. Но проблемы, тем не менее, остаются. Ведомственная программа, которую реализует МЭРТ, стимулирует регион поддерживать малое предпринимательство. И регионы активно включились в эту работу. А отрасли – нет. Минтранс сегодня не отвечает за развитие малого предпринимательства в транспорте, Минсвязи – в информационной сфере, а Налоговая служба не решает задачу по созданию такой налоговой системы, которая стимулировала бы малые и средние предприятия к развитию. Мы предлагаем для стимулирования разработки отраслевых программ по развитию малого бизнеса предложить аналогичный механизм их софинансирования по аналогии с регионами. Кроме того, мы предлагаем создать Правительственную комиссию по вопросам развития малого предпринимательства в РФ. И включить в нее представителей общероссийских бизнес-объединений. Первое, что можно поручить комиссии – формирование сводной программы по поддержке малого предпринимательства Правительства и определение приоритетов политики. А по итогам ее реализации подготовить ежегодный Доклад Правительства по малому предпринимательству. Другим инструментом повышения эффективности действий ФОИВ в этой сфере могло бы стать включение показателей по развитию малого предпринимательства в доклады о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНД) субъектов бюджетного планирования. В состав Правительственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов, на которую возложена координация этой работы, включить представителей ведущих общероссийских предпринимательских объединений - это обратная связь плюс общественный контроль. Инновации и защита интеллектуальной собственности Инновации – поле деятельности малых компаний. По данным Национального научного фонда США, эффективность нововведений в малых фирмах в 4 раза выше, чем в средних и в 24 раза, чем в крупных. Сейчас инновационный сектор в российском малом предпринимательстве – это менее 2%. Причем, по данным нашего исследования, только 15% из них можно назвать ориентированными на развитие, а не на сохранение старого потенциала, накопленного еще в советское время. России нужен соответствующий комплекс организационных, правовых, экономических мер. В частности, у нас нет механизмов защиты интеллектуальной собственности. Мы не стимулируем внутренний спрос на инновации. А законодательство по защите интеллектуальной собственности, по оценкам экспертов, формируется под влиянием иностранных компаний. Отсюда и количество контрафакта на российском потребительском рынке. Мы много говорим о сегменте рынка авторских и смежных прав (в основном аудио и видео продукции, программ для ЭВМ и баз данных), но не защищаем производственный сектор. ОПОРА РОССИИ выступает с инициативой создания независимого Национального Альянса Владельцев Интеллектуальной Собственности. Альянс – это барометр для власти, инструмент формирования правовой системы и практических механизмов по защите интеллектуальной собственности. Содействие консолидации делового сообщества Мы считаем, что необходима поддержка деятельности предпринимательских объединений, по аналогии с государственной поддержкой парламентских партий. Бизнес-объединения – это не только обратная связь, но и предохранительный клапан для своевременной корректировки непродуманных решений. Какие механизмы могут быть использованы? Софинансирование общественно-значимых программ, реализуемых бизнес-объединениями (до 50%). Пример ОПОРЫ РОССИИ, которая самостоятельно ведет такие общественно-значимые проекты, как Бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей – программа бесплатной первичной юридической поддержки и ежегодное исследование предпринимательского климата в регионах России. Следующим шагом может стать передача бизнес-объединениям функций оператора по реализации отдельных государственных программ поддержки МСП, как это принято во всем мире».

Назад к списку
Поиск: